21.12.2016  Привлекательность инвестклимата в арктической зоне зависит от местных властей

   В ОП РФ состоялись общественные слушания по теме: «Развитие инвестклимата и экологическая безопасность в регионах Арктической зоны. Баланс интересов», сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ.
   Законопроект разработан Минэкономразвития и планируется к рассмотрению Госдумой РФ весной 2017 года. Документ разрабатывался больше года в условиях продолжительного согласования со всеми заинтересованными федеральными и региональными органами власти, но потребность в нем действительно существует. Анализ арктического законодательства, проведенный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, показал, что в настоящее время действует более 500 нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в Арктической зоне России. Однако единого закона, охватывающего все аспекты до настоящего времени не было. Целью ФЗ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» является социально-экономическое развитие арктических регионов, в условиях сохранения их экологической безопасности.
   В данном законопроекте экологическую безопасность регулирует четвертая глава: «Государственное регулирование в области природопользования, природоохранной и экологической деятельности в арктической зоне РФ». Последний пункт Статьи 20 в целях предотвращения негативного воздействия на почвы позволяет госораганам субъектов РФ вводить ограничения по передвижению в определенные периоды и на определенных территориях.
   Открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор напомнил о своем многолетнем опыте работы в Арктике и рассказал о произошедших за это время изменениях в экологическом состоянии арктической зоны. Среди проблемных вопросов президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор упомянул и положение коренных малочисленных народов Севера и о таких природных проблемах, как восстановлении уничтоженного тундрового покрова, который занимает десятилетия.
   Директор Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства экономического развития Российской Федерации Рафаэл Абрамян выступил с докладом, посвященным законопроекту «О развитии Арктической зоны» в качестве инструмента экономического развития регионов Арктики.
   Он обратил внимание на то, что ежегодно проводится около трехсот мероприятий, посвященных арктическому вопросу. Однако это количество, по его словам, не переходит в качество. «Арктическая тематика, так или иначе, урегулирована в нашем законодательстве. Но все это не объединено одним документом», — сказал Абрамян.
   Названный законопроект внесен 11 ноября. Это не первая попытка написания подобного закона, он рассматривался в 1998, 1999 и 2013 годах, но так и не был реализован из-за отсутствия предмета нормативного регулирования. Минэкономики вышло из этой ситуации благодаря подходу, связанному с формированием опорных зон развития, функционирование которых и рассматривается как предмет регулирования федерального закона.
   Член Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Сергей Фахретдинов рассказал о возможностях взаимодействия крупных нефтегазодобывающих компаний, ведущих деятельность в Арктической зоне, и инновационного бизнеса в целях применения современных технологий защиты природы. Он уверен, что «местным властям необходимо плотно работать с бизнесом на арктических территориях, чтобы повысить инвестиционную привлекательность региона». При этом Фахретдинов отметил, что всячески поддерживает ужесточение экологического законодательства.
   «С одной стороны, Арктика — это наш стратегический вектор. С другой стороны, мы пониманием, что развитие технологий на местах ощутимо отстает, климат достаточно суровый. Поэтому для того, чтобы инвестиционный климат был, скажем так, поддержан спросом со стороны бизнеса, местным властям необходимо вместе с бизнесом работать и понимать, какие есть приоритетные направления для их проработки», — заявил он.
   По мнению Фахретдинова, успешным примером реализации бизнес-проектов на арктических территориях являются проекты, реализуемые в Якутии. При этом он отметил, что в настоящее время готовятся предложения по увеличению сроков работы в Арктике.
   «У нас существуют определенные ограничения в Арктике, когда бизнесу запрещено проводить определенные работы в связи с экологической безопасностью. Мы предлагаем определенный подход: продлить сроки проведения работ, если механические средства не наносят вреда окружающей среде. Таким образом, скорость строек увеличится, бизнес, который на месте работает, он не будет зависеть от этих факторов, он будет не стоять, а работать, люди будут получать зарплату, бизнес будет продолжать работать, соответственно, увеличатся налоговые поступления», — рассказал Фахретдинов.
   Член Общественной палаты РФ Марина Богословская выступила с подробным докладом о проблеме незаконной добычи бивней и ископаемых останков мамонтов в арктических регионах.
   «На сегодняшний день республика не выкупает мамонтовую кость. И если раньше ученые могли получить бесплатно или за вознаграждение материал, имеющий научную ценность, то в 2007 году местный закон о добыче мамонтовой кости прекратил существование по представлению прокуратуры», — рассказала Богословская.
   Марина Богословская предложила включить ископаемую мамонтовую фауну в перечень полезных ископаемых, отнести их к специфическим минеральным ресурсам, а потенциально содержащие мамонтовую кость участки — к недрам местного значения, и утвердить особые стандарты пользования, а также организовать международные аукционы по продаже мамонтовой кости. Она подчеркнула, что такой опыт был, и важно и в дальнейшем регулировать рациональное пользование ресурсами, стимулировать промыслы, обработку на местах и пресечь незаконный вывоз заграницу, в частности, в Китай.
   Подводя итог слушаний, эксперты сошлись во мнении, что привлекательность инвестиционного климата в арктической зоне во многом зависит от действий местных властей.