20.06.2016  ПМЭФ: природоохранная политика и чистые технологии — вложения в будущее

   Участники утренней панельной сессии второго дня форума обсудили природоохранную политику и «зеленые» технологии, вопросы окупаемости и популярности таких технологий среди производственников. Также поднималась тема поддержки «зеленой» экономики. В ходе дискуссии были обозначены цели, ради которых и совершаются те небольшие, но значительные шаги в сфере защиты экологии, влияние которых ощущается уже сейчас, сообщает пресс-служба форума.
   Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов напомнил, что особый потенциал имеют рынки вторичных источников тепла (например, полученного при переработке мусора) и экологических продуктов питания. Иванов рассказал о том, как будет формироваться бюджет Года экологии в 2017 году: 80—85% затрат обеспечат компании, а 10­—15% — бюджет. Г-н Иванов подчеркнул, что вкладывать в «зеленый» бизнес надо не ради светлого будущего, а ради прибыли, однако если не ориентироваться на будущее, то через десять лет бизнес может просто закончиться. Представители морских перевозок, добычи углеводородов на шельфе, лесной промышленности, строительства в России уже попросили о добровольной сертификации экологических стандартов, сказал г-н Иванов.
   Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, сообщил, что акцент нужно сделать на ресурсосбережении и развитии рынка системных экологических услуг. Также важна альтернативная энергетика, и к началу 2015 года в России в эту область вложено 100 млрд рублей инвестиций. До 2025 года планируют привлечь более 3,5 трлн рублей — эту программу совместно разрабатывают Министерство природных ресурсов и Минэнерго.
   Основным драйвером роста экологической эффективности российской экономики г-н Донской назвал снижение удельных показателей использованных ресурсов на единицу ВВП. Также он отметил, что с 2012 года принято 60 законов и подзаконных актов в сфере экологии. В России ведутся работы по исполнению нормативов закона по внедрению наилучших доступных технологий. По экспертным оценкам, затраты на модернизацию производства в мире составляют до 2,5% ВВП ежегодно. Затраты на проекты в природоохранной сфере в России составляют около 0,8% ВВП. С 2016 года введен ряд экономических стимулов для предприятий: льготы по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, льготы на оплату инвестиционных кредитов, с 2019 года заработает дополнительный коэффициент амортизации на оборудование.
   Согласно другому закону, о котором рассказал г-н Донской (о производстве и потреблении), нужно утилизировать отходы на самих производствах или платить сбор государству. Ставки по этому закону уже утверждены в апреле. В число обязательных товаров для переработки входят твердые коммунальные отходы, бумага, картон, полимеры, текстиль. При этом внедрять «зеленые» стандарты и брать обязательства осуществлять закупки в соответствии с ними должны в первую очередь компании госсектора. Также необходимо запускать «зеленые» облигации и банковское проектное финансирование, в 2017 году планируется принять решение о создании «Банка зеленых инвестиций».
   Елена Безденежных, вице-президент — статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель», рассказала о мерах защиты окружающей среды, которые приняты в западных странах, и о том, как с ними обстоят дела в России. По налогу на прибыль ускоренная амортизация в России не используется к оборудованию, ввезенному начиная с января 2014 года.
   Дополнительные вычеты расходов применяются в России только в отношении НИОКР с коэффициентом 1,5%. Инвестиционный налоговый вычет не применяется с 2002 года. Освобождение от косвенного налогообложения в России ограничено по видам производства. Поэтому «Норникель» предложил властям подготовить меры господдержки: применять повышенный коэффициент к амортизации до 3%, стимулировать экологическую направленность производства при помощи корректировки платежей, совершенствовать закон об охране окружающей среды.