13.10.2011  Все экологические законы должны приниматься в тесном обсуждении с бизнесом

   Подготовку законопроектов об усилении ответственности за экологические нарушения нужно вести в тесном контакте не только с экологическими организациями, но и с бизнес-сообществом, подчеркнул премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе заседания президиума правительства РФ.
   «Нужно решать вопросы по защите окружающей среды на более современном уровне, но нельзя принять таких решений, которые бы понизили конкурентоспособность нашей экономики», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.
   Он спросил у главы Минприроды РФ Юрия Трутнева, как идёт работа по продвижению законов, связанных с увеличением платы за негативные выбросы в атмосферу, воду и за другие нарушения экологического характера. «Это вопрос очень чувствительный, очень важный для экономики в целом, для промышленности», - отметил премьер-министр.
   Ю.Трутнев сообщил, что из шести внесённых экологических законопроектов пять уже прошли первое чтение. «Показательным является тот факт, что 7 октября прошли два самых сложных из них – о нормировании и экономическом стимулировании, о переходе на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ) и обороте отходов», - сказал он. По словам министра, закон об НДТ, несмотря на то, что он подразумевает полное изменение нормирования в РФ, прошел с результатом 344 голоса «за», 0 – «против».
   «Это говорит о том, что велась большая предварительная работа. Продолжаем работу и с бизнесом, и с обществом», - отметил Ю.Трутнев.
   «У бизнеса были определённые озабоченности. Принимало ли участие бизнес-сообщество в ходе подготовки этих законопроектов?» - спросил В.Путин.
   Ю.Трутнев сообщил, что министерство постоянно проводило встречи с бизнес-сообществом и все спорные вопросы были решены. «Дело в том, что мы не изобретаем чего-то нового, мы полностью адаптируем к российским условиям систему перехода на НДТ, принятую в Евросоюзе и прежде всего разработанную в Германии», - пояснил он.
   «Эти законы, и переход на НДТ, и оборот отходов совместно с той работой по уборке территории России, о которой мы Вам докладывали, создают возможности для того, чтобы мы в ближайшие годы, до 2020 года, практически очистили страну», - сказал глава Минприроды РФ.
   В.Путин спросил, соответствуют ли эти законы тем нормам, которые уже практикуются в Евросоюзе.
   «Так точно, Владимир Владимирович, и там предусмотрены все необходимые переходные периоды, - подтвердил Ю.Трутнев. - Там только через два года после вступления закона в силу начинается добровольный переход. Что же касается обязательного – через восемь лет, то там есть достаточный период для адаптации всех субъектов».
   В свою очередь вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что накануне принял участие в работе авиационного саммита «Евросоюз–Россия» в Петербурге. По словам вице-премьера, в области пассажирских авиационных перевозок Евросоюз является нашим основным партнёром, и это заставляет РФ и Евросоюз координировать свои нормы.
   Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на саммите, стала директива Евросоюза, которая распространяет на все международные полёты в зоне Евросоюза так называемые эмиссионные квоты, то есть сбор дополнительных денежных средств за выброс парниковых газов в атмосферу.
   «Наша позиция в том, что взимание такой платы, во-первых, наверняка приведет к финансовому ущербу авиакомпаний, - заявил С.Иванов. - И, во-вторых, такие вещи, конечно, надо, если уж вводить, то только на основе международного права и Чикагской конвенции и нормы ИКАО». «Нашу позицию твердо разделяют Соединённые Штаты Америки, Китай, Индия, которые говорят, что можно этот вопрос обсуждать только исходя из общих норм, а не только директивных норм, в одностороннем порядке установленных Евросоюзом», - сказал он.
   «Вопросы экологии, конечно, важны, и мы тоже уделяем им внимание, - отметил С.Иванов. - У нас по сравнению с 2004 годом количество парков самолётов выросло почти в 2 раза, при этом выбросы парниковых газов не изменились – это за счёт того, что парк обновляется и закупаются современные самолёты с энергоэффективными и экологически чистыми двигателями».
   «И по нормам безопасности полётов. Минтранс предложил, и я это предложение поддержал: с 17 ноября мы сокращаем высоту эшелонирования полётов в воздушном пространстве Российской Федерации до 150 м. Такая же норма существует в Евросоюзе», - сказал С.Иванов.
   По его словам, достигаются сразу две цели: «во-первых, произойдёт гармонизация (с Евросоюзом), во-вторых, это позволит экономить топливо и меньше осуществлять выбросы парниковых газов в атмосферу».
   «Нужно в диалоге находить компромиссные решения, - заметил В.Путин. - Я думаю, что в целом до сих пор нам это удавалось сделать, в том числе в ходе переговорного процесса по присоединению к ВТО. В этой сфере тоже можно добиться консенсуса» .