08.09.2011  ТПП РФ: обсуждаются направления доработки «экологического» пакета законов

   В июле 2011 года Правительством РФ внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» и №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
   Согласно законопроекту № 584587-5 предполагается:
   - ввести дифференциацию предприятий в зависимости от оказываемого ими воздействия на окружающую среду, определить порядок их учета и установить меры государственного регулирования для каждой категории;
   - осуществить поэтапный переход к новой системе технологического нормирования (в области охраны окружающей среды), установить основные понятия, принципы внедрения и регулирования наилучших доступных технологий в Российской Федерации;
   - предусмотреть меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие доступные технологии.
   Второй законопроект № 584399-5 направлен на создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. В частности, предлагается обязать производителя (импортера) продукции обеспечить использование (утилизацию), обезвреживание или захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства. Субъектам Российской Федерации предоставляется право утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости.
   Вместе с тем, в отношении некоторых предложений законопроектов можно говорить не об упрощении требований, а об усложнении механизма регулирования, что в перспективе повлечет рост количества документации, административных издержек и регулятивных рисков. В числе таких предложений можно отметить установление не трех (как в законопроекте № 584587-5), а четырех категорий хозяйствующих субъектов в зависимости от оказываемого ими воздействия на окружающую среду: экологические опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное, незначительное и минимальное воздействие. Меры государственного регулирования не будут применяться только в отношении объектов, оказывающих минимальное воздействие.
   По данным Минприроды России, доля совокупного загрязнения от хозяйственной деятельности объектов, оказывающих незначительное воздействие, составляет 2%. В отношении объектов, оказывающих минимальное воздействие, такие данные не указаны и, очевидно, не поддаются определению.
   ТПП РФ полагает нецелесообразным расходование бюджетных средств на осуществление мер государственного регулирования и средств хозяйствующих субъектов на подготовку и администрирование отчетности в отношении объектов, оказывающих незначительное и минимальное воздействие. До настоящего времени также не определены критерии отнесения объектов хозяйственной деятельности к категориям, оказывающим воздействие на окружающую среду, сроки определения таких категорий. Полагаем их необходимо установить в федеральном законе.
   В сфере обращения с отходами производства и потребления на рассмотрение Правительственной комиссии по административной реформе и потребления выносятся предложения об отнесении к лицензируемым видам деятельности хранения, захоронения и обезвреживания отходов I – IV классов опасности. То есть к лицензируемым видам деятельности, как и в настоящее время, предлагается отнести обращение с отходами I – IV классов опасности, что заметно не упрощает существующую систему лицензирования.
   ТПП РФ предлагает исключить отходы IV класса опасности (малоопасные отходы) из понятия опасных отходов и отказаться от лицензирования соответствующей деятельности. В соответствие с международной классификацией отходов, принятой в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (г. Базель, 22.03.1989 г.), эти отходы не отнесены к опасным для целей контроля за их перевозкой и удалением.
   Определенные опасения вызывает и предложение об установлении требований к профессиональной подготовке лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами (в т.ч. к уровню образования, специальности (направления подготовки), подтверждающим эти требования документам). Данное предложение охватывает весьма широкий круг работников предприятий и потребует значительных финансовых затрат на их подготовку.
   Полагаем, что требование об обязательном прохождении подготовки в области обращения с отходами должно распространяться только на руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
   Предприятиям должно быть предоставлено право самостоятельно проводить инструктаж для работников по обращению с отходами (по аналогии с обучением требованиям охраны труда). Необходимо предусмотреть возможность прохождения аттестации в виде экзамена без прохождения обучения, например, для руководителей и специалистов экологических служб предприятий, иных специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере.
   ТПП РФ также предлагает определить упрощенный порядок корректировки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с некоторыми изменениями производственного процесса и определить максимальный срок накопления отходов в объекте накопления до 3 лет (в настоящее время этот срок установлен до 6 месяцев).