07.07.2011  Производителей обяжут утилизовать продукцию и тару

   Правительство РФ на сегодняшнем заседании рассмотрит проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
   Как сообщает пресс-служба правительства, законопроект направлен на экономическое стимулирование сокращения объемов отходов, в том числе путем их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
   Законопроект конкретизирует установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении: - приема отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке; - возможности включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение и утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.
   Законопроектом устанавливается обязательность производителя утилизировать произведенную им готовую продукцию и тару, потерявшую потребительские свойства.
   Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право по установлению порядка приема тары, пригодной для многоразового использования, под ранее внесенный залог.
   Авторы законопроекта рассчитывают, что предлагаемые меры государственного регулирования позволят увеличить объем переработки отходов и, соответственно, приведут к экономии сырьевых и материальных ресурсов и к уменьшению количества отходов, направляемых на захоронение.
   В целях стимулирования строительства экологически безопасных объектов размещения отходов законопроектом предлагается не взимать плату за размещение отходов на специализированных объектах размещения отходов, обеспеченных специальными системами инженерной защиты и не оказывающих непосредственного негативного влияния на окружающую среду.
   На заседании правительства будет рассмотрен еще один законопроект экологической направленности - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».
   Законопроектом предлагается, исходя из установленных Правительством РФ критериев, определить три категории объектов хозяйственной деятельности: • экологически опасные объекты; • объекты, оказывающие умеренное воздействие; • объекты, оказывающие незначительное воздействие.
   Законопроектом предусмотрено: а) в отношении экологически опасных объектов: • установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов комплексным разрешением вместо действующих в настоящее время трех видов индивидуальных разрешений; • осуществление государственного экологического контроля и проведение государственной экологической экспертизы на федеральной уровне.
   б) в отношении деятельности на объектах, оказывающих умеренное воздействие: • представление в установленном порядке деклараций о планируемых объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, в состав которых включаются расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов, выполненные по утвержденным методикам.
   в) в отношении деятельности на объектах, оказывающих незначительное воздействие: • представление отчетности об объемах фактически осуществленных ими выбросов, сбросов загрязняющих веществ в уведомительном порядке.
   В связи с исключением требований о получении экологических разрешений для подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности, законопроектом предлагается: • ввести государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в форме государственной электронной информационной системы, определив требования к ее созданию и ведению; • сохранить действующую систему поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия, определив при этом срок его реализации на период, не превышающий 7 лет (период инвестиционного цикла) и не подлежащий продлению; • закрепить основные принципы внедрения и регулирования наилучших доступных технологий в Российской Федерации, а также установить основы технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий и области его применения.
   Законопроектом предусмотрено, что для наилучшей доступной технологии определяются показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу производимой продукции, которые применяются в системе технологического нормирования для ряда экологически опасных объектов. В качестве основы предлагается использовать международные справочники наилучших технических методов.
   В целях экономического стимулирования внедрения наилучших доступных технологий субъектами предпринимательской деятельности законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части: • уменьшения налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам; • представления инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов; • применения дополнительного коэффициента 2 к норме амортизации оборудования.
   Стимулирующими мерами, предусмотренными законопроектом, также является предоставление льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а именно: • установление порядка корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым из рассчитанной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактически произведенные плательщиком затраты на осуществление мер по снижению воздействия на окружающую среду; • отказ от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при применении наилучшей доступной технологии.
   Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия, введя по истечении 3 лет с момента вступления закона в силу коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие 25 и 100, вместо применяемых в настоящее время 5 и 25.
   Законопроектом предусмотрено формирование Правительством РФ перечня объектов хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение, для которых новые требования создают риск закрытия (банкротства) или роста себестоимости продукции, имеющей важное социальное значение (тарифы на электроэнергию, воду и т.п.).
   Для этих объектов допускается установление временно разрешенных выбросов, сбросов загрязняющих веществ без планов мероприятий по охране окружающей среды.
   В связи с необходимостью поэтапного введения отдельных положений законопроектом закрепляется поэтапный переходный период сроком в 14 лет после вступления закона в силу.