17.06.2011  Кто заплатит за утилизацию отслуживших товаров

   В Совете Федерации предлагают ввести новый налог на утилизацию отходов. Как заявил и.о. председателя верхней палаты Александр Торшин, сейчас деньги закладываются исключительно на вывоз мусора, а не на его переработку. Правда, взимать налог предлагается почему-то лишь с иностранных компаний. Эксперты считают, что платить за утилизацию должны и российские производители.
   По словам Александра Торшина, нам нужно перейти к «мировой практике», когда при пересечении границ РФ любым товаром, будь то автомобиль или пачка сигарет, брался бы налог на утилизацию. «Речь идет о специальном сборе за счет того, сколько будет стоить утилизация этого товара», – пояснил сенатор. По задумке и.о. председателя Совета Федерации, деньги будут перечисляться в специальные государственные фонды, а оттуда пойдут на строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.
   Г-н Торшин констатировал, что в муниципалитетах сейчас закладываются деньги исключительно на вывоз мусора, но не на его переработку. «Если ничего не изменить, то скоро вся страна у нас превратится в огромную мусорную свалку», – подчеркнул он.
   Эксперты рассказали о других механизмах решения проблемы. «В Европе существует концепция ответственности производителя, когда он сам берет на себя обязательства по утилизации своей продукции, – рассказал эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – Еще один вариант – это залоговая цена товара. Человек платит за товар некую дополнительную сумму, а когда сдает тару или упаковку от него, то ему эту сумму возвращают».
   Эти суммы бывают весьма существенными. Как рассказал руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев, в Голландии, к примеру, можно купить молоко, которое будет стоить 90 евроцентов, но если вы вернете бутылку, то получите 70 центов назад. А если вы, например, покупаете Parmalat в тетрапаке, который не перерабатывается, то молоко обойдется в 1,5–2 евро. В Европе пластиковая бутылка перерабатывается до 20 раз. Свой механизм утилизации действует для электрических отходов, автомобилей, батареек, ртутных ламп. Эти товары облагаются специальным сбором производителя.
   Олег Малкин, юрист, эксперт по вопросам налогового законодательства, относится к инициативе г-на Торшина скептически. «Это однозначно сразу же повлечет за собой серьезный рост цен, – пояснил он. – Ведь новый налог будет заложен в стоимость товара. А строительство каких-то там утилизирующих заводов произойдет далеко не сразу, и еще не факт, что вообще произойдет. То есть для населения какой-либо пользы от такой инициативы ждать не приходится».
   Кроме того, отметил правовед, для реализации идеи сенатора нужны очень серьезные расчеты: необходимо определить, какой налог и с каких товаров брать, приняв во внимание множество факторов, в частности вес товара, его упаковку. Но главное, подчеркнул эксперт, если все же вводить такой налог, то взимать его нужно не только с иностранных, но и с российских производителей.
   «Если облагать налогом только избранных, это просто разрушит базовые принципы конкуренции, – согласен Алексей Киселев. – Платить должны как зарубежные, так и отечественные товаропроизводители. При этом эти деньги не обязательно направлять на строительство мусороперерабатывающих предприятий. К примеру, те же отработанные батарейки, возможно, рентабельнее вывозить в Европу, где уже существуют специальные заводы. При этом должен быть определенный налог для каждой группы товаров, поскольку все они перерабатываются по-разному».
   Вместе с тем экологи считают, что одного налога на утилизацию для решения проблемы недостаточно. Необходим комплексный подход: начиная с ликвидации незаконных свалок и заканчивая раздельным сбором мусора.