23.12.2010  Возможно ли доверить СРО охрану окружающей среды?

   21 декабря Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды провел конференцию «О возможности передачи ряда функций по государственному управлению в области природопользования и охраны окружающей среды саморегулируемым организациям».
   Открывая мероприятие, председатель Комитета СФ Виктор Орлов отметил, что одним из главных трендов в условиях модернизации российской экономики является освобождение государства от излишних функций при сохранении контроля над стратегическими отраслями. «Примерами повышения эффективности управления являются аутсорсинг и саморегулирование», – отметил он.
   По словам В.Орлова, при этом необходимо учитывать рецидивы сохранения прямого государственного регулирования как в нормативно-правовых актах, так и в практической работе, настороженное отношение государственного аппарата к саморегулируемым организациям, а также неготовность подчас и бизнеса к их созданию.
   «К сожалению, мы видим, как при отсутствии должной подготовки «снизу» формирование саморегулируемых организаций ведет к ряду ошибок. Это провоцирует настороженное к ним отношение», – признал председатель Комитета СФ.
   В.Орлов подчеркнул, что задача конференции – не критика издержек механизма работы саморегулируемых организаций, а обсуждение готовности к дальнейшим шагам по их созданию в области природопользования и охраны окружающей среды.
   Выступивший с докладом член Экспертного совета Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, исполнительный директор НП «Национальный Центр эколого-эпидемиологической безопасности» Владислав Жуков рассказал о законодательных и теоретических основах функционирования саморегулируемых организаций.
   По его словам, в сфере недропользования четко выявляется круг профессионального сообщества, который может быть объединен в формате саморегулируемых организаций: речь идет об экспертизе запасов, проектной документации, других видах проектно-изыскательных работ. Также целый ряд некоммерческих профильных организаций, которые могут стать основой для перехода на саморегулирование, действует в сфере экологии (экологическое страхование, экологическое образование, консалтинг, экологический аудит).
   Участники конференции в выступлениях обратили внимание на отсутствие государственного органа, ответственного за ведение единого реестра саморегулируемых организаций. По мнению выступавших, необходимо четко определить государственные ведомства, которые будут не только следить за соблюдением формальных признаков саморегулируемых организаций, но и выполнять функции по надзору за качеством их работы в области природопользования и охраны окружающей среды.
   Было предложено поддержать движение по формированию саморегулируемых организаций на добровольной основе с целью восполнения пробелов, возникающих в связи с недостаточно оперативной реакцией госаппарата по ряду направлений в области природопользования и охраны окружающей среды.
   Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, по итогам обсуждения участники конференции предложили Минприроды осуществить анализ управленческих функций, которые в перспективе целесообразно передать в сферу саморегулирования, рекомендовали Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство по данному направлению.
   ИА "Альянс Медиа"