09.09.2010 РФ будет использовать все механизмы Киотского протокола Россия намерена использовать не только механизм совместного осуществления, но и другие гибкие механизмы, предусмотренные Киотским протоколом - соответствующие планы рассматриваются правительством, сообщил в понедельник РИА Новости советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата, вступивший в силу в 2005 году после его ратификации Россией, предусматривает три так называемых гибких механизма выполнения норм по выбросам парниковых газов. Это торговля квотами на выбросы, механизм совместного осуществления (Joint Implementation - JI), а также механизм чистого развития (Clean Development Mechanism - CDM, МЧР). В конце июля Минэкономразвития РФ утвердило первые 15 российских проектов совместного осуществления - проектов, в рамках которых предприятия получают инвестиции в обмен на сокращение выбросов парниковых газов. Конкурс проектов проводил Сбербанк, являющийся оператором углеродных единиц в РФ, однако в других механизмах Россия до сих пор не участвовала. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012 году. Бедрицкий сообщил, что сейчас на первом этапе прорабатываются нормативные акты правительства, связанные с выходом России на мировой рынок углеродных квот. По этим проектам, подготовленным Минэкономразвития, должно быть принято решение, причем оно будет касаться не принципиальной возможности участия страны, а его схемы. "Мы ратифицировали Киотский протокол, и мы собираемся использовать (его) механизмы", - подчеркнул Бедрицкий. "Это не просто продажа воздуха или распродажа национального богатства, речь идет о том, что эти квоты будут частью финансирования масштабных проектов. Если нам нужны инвестиции, надо использовать все средства, которые дадут эффект", - отметил советник президента. Отвечая на вопрос о возможности развития в РФ механизма чистого развития (МЧР), Бедрицкий отметил, что у России как у страны Приложения 1, имеющей в рамках Киотского протокола обязательства по выбросам, безусловно, есть такая возможность, однако пока "не сформулировалось (ее) реальное понимание". "По большому счету, те проекты, которые реализуются сейчас по двусторонним соглашениям, могли бы быть оформлены как проекты Механизма чистого развития, например, строительство ГЭС в развивающихся странах", - согласился Бедрицкий. По мнению советника президента, сейчас необходимо "на координационном уровне свести деятельность нашей страны, которая делается просто в рамках экономического сотрудничества с другими странами, и возможностями МЧР". "К сожалению, пока, на этом этапе, мы еще не дошли, может быть, потому что у нас выбросы достаточно низкие, до понимания того, что мы можем привлечь эти квоты из развивающихся стран, оформив или инициировав такие проекты", - отметил Бедрицкий. Он напомнил, что сейчас готовятся различные документы во исполнение поручения Совета безопасности, в том числе, прорабатываются и вопросы координации, а комплексный план по реализации климатической доктрины включает и экономические составляющие. Этот процесс будет продвигаться, и понимание необходимости всех механизмов появится, считает Бедрицкий. "Наверное, в этот период (действия) Киотского протокола мы ничего не сделаем - не потому, что не могли, потенциал есть, но его нужно уметь реализовать - а вот в рамках нового соглашения это будет", - заключил советник президента. |