25.03.2010  Экологическая ситуация в столице близка к катастрофической

   Экологическая ситуация в Москве близка к катастрофической. Исследования, проведённые при участии Института проблем экологии и эволюции РАН и независимых экологов, показали, что в воздухе столицы, кроме уже известных вредных элементов, содержится и около 20 новых, неизвестных науке химических соединений, а также непонятно откуда появившиеся отходы химической и нефтяной промышленности.
   Хотя зеленые растения пока еще занимают достаточно большую площадь – до 30 % территории Москвы, их состояние оставляет желать лучшего. Повреждение лесных массивов особенно заметно вдоль крупных автомагистралей и в зонах непосредственного влияния выбросов промышленных предприятий. При этом высокий уровень загрязнения воздуха обнаруживается даже в парках, в частности, в Марьинском, Кузьминском, Пресненском, на Чистопрудном бульваре, в Парке им. Горького, на Поклонной горе.
   Север Москвы и ближнего Подмосковья все еще считается экологически благополучным, так как на этих территориях находятся леса и лесопарки, включая Химкинский и Шереметьевский леса, парки в Левобережных и Старых Химках, водоохранную зону Канала им. Москвы. Но, судя по всему, это благополучие будет недолгим. Ссылаясь на необходимость развития инфраструктуры, власти Москвы готовы уничтожить зеленые насаждения. И этому будет способствовать тот факт, что обязательная экологическая экспертиза отменена. Новый Лесной кодекс фактически положил конец единой системе государственной охраны лесов. Принятый в 2007 году закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" позволяет строить дороги на лесных землях даже без процедуры вывода земель из Лесного фонда. А весной прошлого года были приняты поправки в федеральное законодательство, разрешающие переводить лесопарки в земли иных категорий.
   Под предлогом строительства дорог уже вырубаются огромные лесные массивы на прилегающих территориях для объектов инфраструктуры. Экологи называют это планируемой экологической катастрофой. Химкинский лесопарк станет жертвой строительства платной автотрассы Москва–Петербург. Уже уничтожена часть Шереметьевского (Лобненского) леса, через который проложили железную дорогу до аэропорта Шереметьево. На территории Лосиного острова планируется строительство дорог и жилых комплексов. Под предлогом строительства дорог идет коммерческое освоение лесов.
   Между тем, как считают экологи, зеленые насаждения Москвы производят лишь 10 % необходимого ей кислорода. Остальное производят окружающие город леса, то есть лесозащитный пояс, над которым нависла угроза уничтожения.
   Ради сиюминутной выгоды столичные власти готовы отдать под коммерческое строительство и находящиеся внутри города лесные массивы и парковые зоны. Так, экологи обвинили мэра Москвы в том, что в процессе реставрации "Царицыно" были вырублены редкие породы деревьев, и был нарушен Градостроительный кодекс России. "В отношении исторических объектов возможна только реставрация, либо регенерация, которая предусматривает воссоздание того, что было ранее. А у нас под видом регенерации строят все, что хотят, не соблюдая никаких исторических пропорций", – заявил вице-президент Академии художественной критики, а также житель района Царицыно и активный защитник парка "Царицыно" Алексей Клименко. Он также высказался категорически против размещения на территории исторического музея-усадьбы спортивных объектов. Согласно постановлению правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 395-ПП "О Городской комплексной целевой программе перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" на 2006-2008 гг.", предусмотрено еще строительство двух подземных паркингов более чем на 10 тыс. мест и гостиничного комплекса.
   Следующими после "Царицыно" объектами крупных реставрационных работ в Москве станут Лефортовский парк, заповедник "Коломенское", Парк "Красная пресня", усадьбы Воронцово, Кусково и Останкино.
   Мэр столицы Юрий Лужков в прошлом году подписал постановление о концепции целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий столицы на 2011-2013 годы, которая допускает строительство спортивных сооружений на этих самых территориях. Одну такую спортивно-оздоровительную зону мы уже знаем – "Остров фантазии". Схема проста: строится якобы спортивно-оздоровительный городок, а затем переводится в элитный жилой или гостиничный комплекс.
   Стремление освоить все зеленое пространство не останавливают даже периодически появляющиеся над Москвой дымовые завесы, которые особенно усугубляются в жаркую погоду. Когда в Подмосковье начинают гореть торфяники, в Москве становится невозможно дышать.
   Отражается на экологической ситуации в городе и использование антигололедных реагентов. Понятно, что снег и гололед в городе создают много проблем: аварии, травмы. До 1994 года для борьбы с ними использовали песко-соляную смесь, потом просто соль. В конце 90-х годов прошлого века перешли на новые реагенты. Сейчас в столице в качестве реагентов используется хлористый магний, твердый хлористый кальций и жидкий хлористый кальций модифицированный. Считается, что данные химические вещества практически не оказывают вредного воздействия на окружающую среду. Но это весьма сомнительно, так как кроме льда, они разъедают металл автомобилей и агрессивны по отношению к обуви из натуральных материалов. Кроме того, реагенты вызывают аллергию у людей, страдают и четвероногие питомцы. Реагенты при вдыхании увеличивают вероятность возникновения простудных заболеваний и пневмонии. Не редки случаи использования в Москве и запрещенных реагентов, так как они дешевле.
   Если спуститься с загрязненных московских улиц в метро, ситуация не улучшится. Это не самое полезное для здоровья место в городе. Исследования взятых в метро проб воздуха показали превышение предельно допустимой концентрации двуокиси азота, окиси и двуокиси углерода. Также в метро зафиксировано нарушение санитарных норм по содержанию пыли. Вредные вещества попадают в метро с поверхности, так как вентиляционные шахты расположены вдоль автомагистралей и вентиляция в метро естественная, т.е. воздух перегоняется за счет движения вагонов с той же улицы. Плотность пассажиропотока московского метрополитена в час пик достигает 7,7 человека на 1 м² площади вагона, что почти в два раза выше нормы.
   Кроме того, московское метро устарело. Когда его строили, то рассчитывали на 2-3 миллиона человек в день. Сегодня эта цифра составляет 12-14 миллионов. Кроме того, московский метрополитен – один из самых шумных в мире. Исследования показали, что уровень шума на ряде станций на треть превышает допустимые нормы. Правда, не так давно появились новые составы "Русич". Они менее шумные и имеют принудительную вентиляцию. Но большинство московских вагонов старые – стучат и скрипят на ходу.
   Водные объекты города тоже страдают от хозяйственной деятельности человека. Очищают воду по старинке хлором. Но хлор очищает не очень эффективно и несет угрозу здоровью. При взаимодействии хлора с органическими веществами выделяются токсичные вещества, которые могут вызывать врожденные дефекты и некоторые виды рака в случае регулярного потребления хлорированной воды. От применяемой на московских водопроводных станциях технологии хлорирования воды давно отказались в передовых странах.
   Нам официально говорят, что воду в Москве можно пить из под крана, так как она соответствует существующим ГОСТам. Но ни медики, ни экологи нам этого не советуют. Академик Международной академии экологии и природопользования Валерий Ромейко уверен, что, несмотря на очистку воды, она все равно грязная – из-за изношенных стальных труб, которые от износа становятся дырявыми, покрываются ржавчиной, слизью и бактериями. Через их дыры в водопровод попадает то, что вытекает из канализационных труб, проходящих в инженерных сетях рядом с водопроводными. А новых труб нам не видать в ближайшие 10 лет, пока на это денег в бюджете не предусмотрено.
   Бороться за экологию Москвы столичные власти намерены реализацией программы масштабного освоения подземного пространства, которую огласили еще год назад. Под землей собираются разместить до 80 % складских помещений, 70 % машино-мест и 30 % предприятий сферы обслуживания, а также скоростные трассы. Власти уверены, что убрав под землю часть транспортного потока, они не только спасут город от пробок, но и смогут сохранить архитектурный ансамбль, зеленые зоны и воздух в столице. Видимо, автотранспорт, который загрязняет воздух на поверхности земли, не будет его загрязнять под землей, там не будет стоков и отходов, да и вентиляционные шахты строить не будут вдоль дорог... Но если убрать дороги под землю – сколько элитного жилья можно построить наверху.