15.01.2010  Мосгордума не поддержала изменения в природоохранное законодательство РФ

   На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике 12 января был рассмотрен ряд федеральных законопроектов, предусматривающих внесение изменений в природоохранное законодательство. Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", по мнению его авторов, направлен на приведение терминологии данного закона в соответствие с действующим законодательством. Как объяснила председатель комиссии Вера Степаненко, в статье 6 закона об охране окружающей среды, принятом в 2002 году, установлен запрет на совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Сделано это с целью исключения действий, которые могут привести к недобросовестной конкуренции. Однако в основном нормативно-правовом акте, определяющем организационные и правовые основы защиты конкуренции, - Федеральном законе от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" - запрещается совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов. При этом определено, что хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая и некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
   Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе МГД, в целях единообразного толкования и применения норм федерального законодательства депутаты Ленинградской области предлагают слова "функций хозяйственного использования природных ресурсов" в законе "Об охране окружающей среды" заменить словами "функций хозяйствующих субъектов". По мнению Веры Степаненко, при таком расширительном толковании теряется смысл нормы, установленной в законе об охране окружающей среды, поэтому нужно оставить формулировку, которая есть, и принять отрицательный отзыв на данную законодательную инициативу. Комиссия решила рекомендовать Думе не поддерживать этот законопроект.
   Законодательным собранием Ленинградской области на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы внесен также федеральный законопроект об изменении Лесного кодекса РФ. Предлагается дополнить статью 73 Кодекса новой частью, предусматривающей, что в случае осуществления мероприятий, направленных на защиту леса, лицами, использующими леса в соответствии с данным Кодексом, размер арендной платы подлежит уменьшению на сумму затрат, связанных с реализацией данных мероприятий. Однако, как отмечалось при обсуждении, согласно нормам, установленным Кодексом, мероприятия по охране, защите, а также воспроизводству лесов являются обязательными для всех лиц, использующих леса. В связи с тем, что новая норма вводится без учета других содержащихся норм в Кодексе, участники заседание сочли данное предложение нецелесообразным. По итогам рассмотрения комиссия решила рекомендовать Думе принять отрицательный отзыв.
   С законодательной инициативой о внесении изменений в статьи 11 и 74 Лесного кодекса РФ выступило Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай. Поправки, как считают авторы законопроекта, направлены на устранение отдельных недоработок в тексте закона. Пункт 8 статьи 11 Лесного кодекса регламентирует, что "лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки, а также осуществлять заготовки и сбор находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть отгорожены только в случаях, предусмотренным настоящим Кодексом". Между тем, в настоящее время в Лесном кодексе предусмотрен только один случай огораживания арендуемых лесных территорий - создание ограждения в лесопарковых зонах. Предлагается дополнить установленную норму и после слов "настоящим Кодексом" прописать: "федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти". Предлагаемые изменения в часть 3 статьи 74 Лесного кодекса направлены на пролонгацию договора аренды лесного участка для добросовестных арендаторов без проведения процедуры аукциона. Данная норма, по мнению разработчиков законодательной инициативы, позволит обеспечить гарантии инвесторам, вкладывающим денежные средства в развитие туристической инфраструктуры на землях лесного фонда, и создаст условия для развития современных туристских комплексов.
   Если поправка в отношении ограждений лесных территорий возражений участников заседания не вызвала, то предложение отменить аукцион для добросовестных арендаторов они сочли противоречащим федеральному законодательству. Комиссия решила, что законопроект в целом поддержать невозможно, и даст Думе соответствующие рекомендации при рассмотрении на ее заседании проекта постановления об отзыве на эту законодательную инициативу.