09.12.2009 В московское законодательство об охране атмосферного воздуха внесут изменения 8 декабря в рамках заседания комиссии Московской городской Думы по экологической политике состоялся круглый стол на тему: "О проблемах охраны атмосферного воздуха". Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе МГД, проверки, которые проводятся Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и городской прокуратурой, свидетельствуют о том, что доля вредных выбросов в атмосферном воздухе увеличивается. При этом половину территорий города можно назвать "проблемными" - негативное воздействие на экологию оказывают и выбросы промышленных предприятий, и транспорт, и строительные площадки, и даже "незадернованные" участки почв. Однако, по словам заместителя руководителя Департамента Марины Вакулы, в настоящее время сложно выявить конкретную причину и нарушителя. Установить источник загрязнения и определить конкретного нарушителя непросто даже по горячим следам - когда проверяющие выезжают по сигналам горожан. Как объяснила Марина Вакула, до настоящего времени между Москвой и Российской Федерацией не закреплены конкретные перечни объектов контроля, а так как все охватить невозможно, то город вынужден обращаться в Росприродназдор. Там не отказывают, но, во-первых, штаты невелики, а во-вторых, им приходится перепроверять представленные данные, что требует дополнительных ресурсов и времени. К тому же, по словам представителя Росприроднадзора Константина Елисеева, отсутствует федеральная методика расчета ущерба, причиненного атмосферному воздуху, хотя по расчету нанесенного ущерба водным объектам и животному миру методика есть. С вступлением же в силу федерального закона о защите прав предпринимателей при осуществлении контроля ситуация еще более усложнится - мало того, что плановые проверки будут проводиться раз в три года, еще и оповещать о них необходимо будет заблаговременно. Участники заседания живо вообразили, как предупрежденные о дате и часе прихода проверяющих, работники автозаправочной станции заблаговременно подготовились, а после их ухода стали работать, как привыкли. Представленная картина никого не обрадовала, так как регулярные проверки АЗС постоянно выявляют несоответствие реализуемого ими топлива установленным в городе нормам, что напрямую влияет на качество атмосферного воздуха. Как следовало из выступлений участников круглого стола, одна из основных проблем охраны атмосферного воздуха заключается в недостаточности существующей нормативной базы, в частности, неупорядоченности нормативов законодательства в области контроля качества атмосферного воздуха. В целях ее решения комиссией совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды подготовлена законодательная инициатива о внесении изменений в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", который закрепляет полномочие в области информирования населения о состоянии атмосферного воздуха и выполнения программ улучшения его качества за органами государственной власти субъектов РФ. Для осуществления данного полномочия им необходимы собственная измерительная база и законодательно установленная возможность самостоятельно осуществлять мониторинг воздуха. Помимо этого, предлагается закрепить за субъектами Федерации функции по установлению и пересмотру перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. В связи с противоречиями, выявленными в отдельных статьях, в отношении органов, осуществляющих полномочия по выдаче разрешений на выброс нормативного количества загрязняющих веществ, предлагается включить в число органов, устанавливающих предельно допустимые выбросы, органы исполнительной власти субъектов РФ. Одним из важнейших факторов загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Для снижения его вредного воздействия предлагается дополнить перечень полномочий субъектов РФ правом устанавливать более высокие требования к качеству нефтепродуктов и других видов топлива, чем установлены на федеральном уровне. Однако этого мало - необходимо контролировать соблюдение региональных требований, поэтому субъекты Федерации должны иметь соответствующие контрольные полномочия, а непосредственное их исполнение предлагается возложить на государственных инспекторов по охране окружающей среды, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. Участники заседания в основном одобрительно отзывались о предложенных поправках, но отмечали, что этого недостаточно. Как считает член экспертного совета при комиссии по экологической политике Александр Шилов, в экологии главное – профилактика, поэтому проверки в этой сфере отличаются от проверок, к примеру, торговых точек, которые проводятся по факту нарушения. По его мнению, нельзя одинаково подходить к организации контроля в разных сферах деятельности, поэтому нужно вносить изменения и в федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Поддержав подготовленную законодательную инициативу, депутат Валерий Скобинов подчеркнул, что ее принятие даст право Москве как субъекту Федерации усилить контроль экологической ситуации в городе, и предложил создать рабочую группу, которая проанализировала бы федеральное законодательство в целях "выявления тех моментов, которые необходимо изменить". Подводя итоги, председатель комиссии Вера Степаненко отметила, что широкое обсуждение проблем охраны атмосферного воздуха выявило ряд вопросов, на которые необходимо обратить особое внимание: уточненный перечень объектов контроля для Федерации и ее субъектов, порядок контроля, устаревшие санитарно-гигиенические нормативы и другие. По материалам заседания будут подготовлены предложения о внесении изменений в федеральное законодательство, а также обращения к столичному и федеральному правительствам. |