12.11.2009  В МГД рассмотрены изменения в природоохранное законодательство

   На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике 10 ноября обсуждены федеральные законопроекты о внесении изменений в Лесной и Водный кодексы РФ, Уголовный кодекс, Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также законопроект "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", которые поступили в столичный парламент для получения отзыва.
   Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе МГД, изменения в Лесной кодекс РФ предлагается ввести в целях снятия ограничений для граждан при заготовке елей для новогодних праздников. В настоящее время деятельность по заготовке хвойных деревьев считается предпринимательской и разрешена только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Как считают авторы законодательной инициативы - депутаты Вологодской области, действующие в настоящее время нормы, ограничивающие возможность заготовки гражданами елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, не согласуются с одним из основных принципов лесного законодательства - принципом обеспечения использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. В связи с этим, по аналогии с установленным порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд, предлагается дать возможность гражданам заготовить ели для собственных нужд на новогодний праздник по договору купли-продажи лесных насаждений. В целях упорядочения осуществления гражданами указанной заготовки и исключения злоупотреблений предлагается предоставить субъектам Федерации право законодательно устанавливать нормативы.
   Как отмечалось на заседании комиссии, в Москве нет лесов, где можно было бы срубить на праздник елочку. Более того, все зеленые насаждения столицы подлежат особой защите. В связи с неактуальностью для города данного законопроекта комиссия будет рекомендовать Думе не поддерживать его.
   Поправками в Водный кодекс предполагается ликвидировать имеющийся законодательный пробел в вопросах регулирования полномочий органов государственной власти по водотокам трансграничного характера, которые расположены одновременно на территории Российской Федерации и территориях сопредельных государств. Законопроектом предлагается дополнить перечень полномочий органов государственной власти обязанностями "по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также трансграничных водных объектов".
   Такое дополнение, по мнению авторов документа, позволит установить порядок осуществления международного сотрудничества в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды бассейнов трансграничных вод и их экосистем, закрепит полномочия федеральных органов в решении финансовых вопросов, направленных на реализацию государственных задач и целевых программ в области водных отношений С таким утверждением согласились участники заседания. По итогам обсуждения комиссия решила рекомендовать Думе принять положительный отзыв о данном федеральном законопроекте.
   На заседании были также поддержаны изменения, подготовленные к внесению в Уголовный кодекс РФ и направленные на усиление уголовной ответственности за преступления в области загрязнения рек. Законопроектом предлагается увеличить размер санкций, предусмотренных статьями 250 и 252 УК РФ, а также установить уголовную ответственность за умышленное или совершенное по неосторожности загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств вследствие нарушения установленных норм и требований.
   Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в связи с необходимостью устранения различных противоречий, появившихся в связи с последними законотворческими нововведениями. Кроме того, документ устраняет пробелы в правовом регулировании ряда отношений, в том числе при осуществлении рыболовства в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов. Предлагается, в частности, включить в закон нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов и уточнить нормы о порядке их добычи. Однако, по мнению членов комиссии и участвующих в обсуждении представителей исполнительной власти, членов экспертного совета при комиссии, законопроект содержит нечеткие формулировки и необоснованные нормы и, следовательно, цели своей не достигает, поэтому целесообразно его отклонить.
   Не вызвал одобрения также проект федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", нацеленный на решение двуединой задачи: сохранение здоровья граждан и окружающей среды на основе повышения экологической безопасности транспортных и других средств, имеющих двигатели внутреннего сгорания. Как указано в пояснительной записке, в Российской Федерации имеются достаточно благоприятные условия для газификации транспортных и других средств, прежде всего, за счет использования природного газа, но использование альтернативных видов моторного топлива остается незначительным, в основном, из-за отсутствия законодательной базы, регулирующей и стимулирующей их применение. Однако участники заседания отметили несоответствие представленного текста документа заявленным целям, подчеркнув, что никаких конкретных мер стимулирования в нем нет. "Перенесение" обязанностей по предоставлению преференций и развитию инфраструктуры на субъекты Федерации они сочли неприемлемым, а сам законопроект - противоречащим другим федеральным законодательным актам. Комиссия будет рекомендовать Думе дать отрицательный отзыв на этот документ.