29.10.2009  Москву скоро очистят от самовольных построек

   О деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы рассказал на пресс-конференции, прошедшей 29 октября в ИА «Интерфакс», глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Бочин.
   «Истекающий год выдался для нас совершенно особенным: мы наконец получили право на выселение незаконных собственников с природоохранных территорий. Нам предстоит рассмотреть в следующем году более 500 исков по этой теме», - заявил Л.Бочин.
   Иными словами, многочисленные заведения под вывесками «Шиномонтаж» и «Автомойка» больше не будут мозолить глаза приходящим в парки и скверы москвичам.
   «Процесс выселения несколько замедляется в связи с тем, что сложно установить владельцев таких «самостроев», которые предпочитают появляться у себя на объектах исключительно нелегально. Также осложняет нашу работу то обстоятельство, что иные природоохранные объекты находятся одновременно и в городской, и в федеральной собственности», - отметил Л.Бочин.
   Особое удивление Департамента вызывает, например, совершенно негосударственное поведение федерального ГУПа «Канал имени Москвы», изначально взявшееся обслуживать гидротехнические сооружения канала, но вместо того чтобы ликвидировать самовольно возведенные дачные строения на территории парка, предпочло судиться с городом на предмет своих якобы имеющихся прав на легализацию самовольных построек, и в итоге проиграло суды всех инстанций.
   Л.Бочин подчеркнул, что самострой на Карамышевской набережной, а равно и в других местах, будет отдан под снос в ближайшее время, а пойма Москвы-реки будет очищена от незаконных ресторанов-дебаркадеров.
   «К сожалению, если незаконный застройщик под покровом ночи, без документов, вопреки интересам граждан и города начинает свою деятельность, государство оказывается сплошь и рядом не готовым реализовать свое право наказать его. В любой цивилизованной стране с любым самостроем разобрались бы в течение суток», - привел пример Л.Бочин.
   «Большое оживление в прессе вызвало мое заявление о том, что штрафы за езду по полосе, выделенную для общественного транспорта, стоит увеличить до миллиона рублей. Хотел бы еще раз пояснить, что о миллионе я говорил фигурально, имея ввиду, что превентивные меры всегда более действенны, а культура населения воспитывается не только уговорами. Порой серьезные административные меры, чётко прописанные в соответствующих законах, заставляют потенциального нарушителя сто раз подумать, прежде чем нарушить какое-либо правило», - убежден Л.Бочин.
   «Еще раз повторю, что только серьезная превентивная мера способна заставить гражданина, чиновника ли, олигарха ли, представителя среднего класса соблюдать закон, но для этого само государство должно изменить принципы формирования законодательства, внести соответствующие исправления в административный кодекс. Отчего-то во всех странах строятся искусственные препятствия для автомобилистов, штрафы за незаконную парковку драконовские, а у нас копеечные. Самые загруженные в смысле транспорта города мира – Стокгольм и Сингапур – вообще ввели платный въезд автомашин в центр города. Москва пока не собирается этого делать, и потому особенно важно приучить людей к соблюдению простейших правил», - отметил Л.Бочин.
   Он выразил удовлетворение тем, что за последнее время 2,5 тыс. москвичей-автолюбителей получили «топливную карту», благодаря чему нагрузка на загрязнение атмосферы снизилась на 16 тыс. т. Кроме того, он заметил, что уборка листвы с проезжей части вглубь лесопарковых зон регламентирована распоряжениями правительства Москвы об уходе за зелеными насаждениями, однако упреки экологов к местным властям в том, что уборка листвы лишает землю перегноя вполне справедливы, и нерадивые руководители территорий, допускающие такое, наказываются департаментом неукоснительно, если эти факты удается убедительно доказать.
   Сожаление Л.Бочина вызывают факты коррупции со стороны водителей и офицеров ГИБДД, в результате которых грузовики без пропуска въезжают в центр города.
   «Если ответственность субъекта федерации за экологию прописана в Конституции, отчего бы не выстроить в законе и правильную систему экологической защиты горожан? Видимо, административная реформа оказалась не столь действенной, как казалось в начале ее реализации. Перед нами и поныне глухая стена непонимания со стороны федеральных властей», - констатировал Л.Бочин.
   Он заявил о желании города провести за свои средства очистку и реабилитационное восстановление малых рек и прудов города (общее число водных объектов Москвы – 360), но закон предписывает городским властям заниматься лишь теми малыми реками, исток и устье которых находятся на территории города, чего в живой природе почти не случается.
   «Мы готовы взять под свое покровительство парки, примыкающие к городу, провести в них освещение, поставить скамейки, урны, но законодатели пока молчат. Мы можем взять под охрану города весь парк «Лосиный остров» и сделать его национальным парком, но Министерство природных ресурсов РФ занимает по этому поводу также позицию умолчания. 54 тыс. га лесопаркового пояса вокруг Москвы, в которых еще в XVII веке запрещалось рубить деревья, мы тоже готовы взять на баланс, но глухое противодействие федеральных чиновников сводит благие намерения к нулю», - утверждает Л.Бочин.
   Москва до сих пор превосходит многие европейские столицы по уровню озеленения – около 30% территории города (из 1 тыс. кв км) приходится на зеленые насаждения, а если будет реализован новый Генплан, доля охраняемых природных территорий в городе вырастет с 16 до 21%, и Москва, таким образом, станет лидером среди европейских городов.
   «Даже риэлторские конторы сегодня спекулируют на экологической тематике, называя, например, район застройки «Воробьевыми горами», убеждая наивных покупателей квартир, что зелень близко. Неважно, что в реальности парк виден лишь с 17-го этажа, реклама работает. Если бы удалось добиться от федералов придания Нескучному саду статуса природоохранной территории, убежден, что многие тамошние «чудеса» самовольной застройки испарились бы почти мгновенно», - предположил Л.Бочин.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», как поступят с владельцами расширяющегося за счет выселенного «Черкизона» рынка в Бирюлево, вырубившими старые яблони на его территории, Л.Бочин ответил, что инспекция уже выехала на место и дело пахнет уголовным преследованием.
   «Надо сказать, что несанкционированных порубок деревьев в городе стало несколько меньше. То же можно сказать и о нарушениях, связанных с продажами некачественного моторного топлива. Из-за больших штрафов продавать бодяжный бензин стало невыгодно, что еще раз подтверждает мой тезис о силе превентивных мер», - заключил Л.Бочин.