06.07.2009  Урановые отходы едва не попали в море из-за аварии на российском сухогрузе

   Столкновение российского судна Kapitan Lus с норвежским танкером Sundstraum еще раз доказывает, насколько опасно транспортировать продукты ядерной промышленности. На борту сухогруза находилось 182 тонны концентрата урановой руды. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» рассказал сопредседатель организации «ЭКОперестройка» Рашид Алимов.
   По данным «ЭКОперестройки», судно направлялось из Петербурга в порт Гавр (Франция), откуда, по-видимому, планировалась отправка уранового груза в Мальвези на обогатительное предприятие Areva.
   В связи с произошедшим ЧП и ремонтом судна, в Копенгагене груз перегружен на другое судно пароходства - «Михаил Ломоносов».
   Помимо перевозки урановой руды в Европу, судно доставляет опасные радиоактивные и токсичные отходы – отвальный гексафторид урана – в нашу страну.
   «Урановое сырье – из России в Европу, радиоактивные отходы – из Европы в Россию. Так устроена международная атомная индустрия. Россия получает большую долю рисков, но, как мы видим, серьезные риски несут все: как при транспортировках, так и на стадиях ядерного цикла», – рассказал Алимов.
   Напомним, что в прошлом году в связи с прибытием судна Kapitan Lus в порт Петербурга с опасным грузом из Франции, экологи провели серию одиночных пикетов у генерального консульства Французской Республики.
   В консульство было передано обращение нескольких экологических организаций на имя премьер-министра страны Франсуа Фийона и министра экологии Жана-Луи Борлоо с требованием прекратить опасные транспортировки.
   «Атомная промышленность утверждает, что достигнут высокий уровень безопасности, однако сегодня мы видим, что крупные аварии во время транспортировок по-прежнему происходят», - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!».
   По словам Сливяка, эти аварии грозят радиоактивным загрязнением, наносящим огромный вред природе и людям.
   «Ядерные транспортировки должны быть прекращены, иначе последуют новые более тяжелые и опасные аварии», – подытожил эколог.
   Добавим, что Морская администрация Дании сообщает, что по предварительным данным, оба судна виновны в столкновении. Танкер Sundstraum не менял курс, несмотря на звуковые сигналы сухогруза. В то же время, российское судно не предприняло никаких действий, чтобы избежать столкновения.
   Сухогруз Kapitan Lus шел под флагом Мальты, оператор и владелец судна Северное морское пароходство (Архангельск). В составе экипажа - 13 человек, граждане России.