25.06.2008  Москва: ухудшающаяся экология подталкивает к решительным действиям

   Экологическим проблемам Москвы был посвящен круглый стол, состоявшийся 24 июня в здании пресс-центра ИД «Комсомольская правда».
   По данным «КП», парк личного автотранспорта в столице ежедневно увеличивается на 500 единиц, среднее время поездки по городу составляет 60 минут, что в два раза превышает норму, а средняя скорость поездки равна 15-17 км в час. Дефицит дорожной сети на сегодня – 500 км, 80% выхлопов – автомобильные, и большая часть их «на совести» грузовиков. Выхлопы не только угрожают здоровью москвичей и гостей города, но и разрушают здания и даже коммуникации.
   Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Марина Вакула отметила низкую глубину переработки топлива в РФ: в стране работает 29 крупных НПЗ и огромное количество малых заводов, которые не в состоянии переработать сырую нефть в высококачественный бензин.
   «Наш «темный» бензин, продаваемый за рубеж, доводится там до состояния «светлого» бензина», - заметила М.Вакула.
   По ее мнению, Москва испытывает те же проблемы, что и любые другие мегаполисы мира, то есть страдает от автомобильных выхлопов. Мода приезжать на работу на личном автотранспорте сделала возможной ситуацию, когда в одной семье в собственности находится по нескольку автомобилей.
   «В Москве существуют программные документы по борьбе с загрязнением окружающей среды, в частности, Экологическая доктрина, в которой установлены «рэперные точки», к которым в идеале надо стремиться. Правительство города приняло решение развивать электроавтотранспорт, сервисные услуги для него, популяризировать общественный транспорт и улучшать его комфортность, что позволит снизить уровень загрязнения московского воздуха», - заявила М.Вакула.
   В случае критической ситуации общественному транспорту выделят отдельные дорожные полосы и ограничат зоны въезда в город для личных автомашин. Москва стремится заменить старый автопарк новыми машинами стандарта «Евро-2» и «Евро-3». Город сегодня реализует 10% спроса РФ, причем большая часть покупаемых в городе машин соответствует как раз стандарту «Евро-3», и этот стандарт вводится поэтапно с 1995 года.
   «Однако не следует думать, что на здоровье москвичей влияют только автомобильные выхлопы, - среди угрожающих здоровью факторов и постоянные стрессы, и качество пищи, и качество воды. В законодательной базе до сих пор отсутствуют нормативы загрязнения воздуха, а мы знаем, что он хуже всего на уровне 1,5 метра над поверхностью земли, что дурно влияет прежде всего на детей. Мы в скором будущем должны будем перейти на альтернативные источники энергии», - подчеркнула М.Вакула.
   По ее словам, диметилэфир, этанол и водород законами РФ и Москвы пока не признаны видами топлива, и это досадное упущение пора исправить.
   Директор по программам Greenpeace России Иван Блоков заметил, что не совсем честно обвинять в предельном загрязнении окружающей среды Москву. В России, по его словам, более двухсот экологически «грязных» городов, и куда большую угрозу здоровью, чем автомобильные выхлопы, представляет собой работа мусоросжигательных заводов, за которыми достаточно редко следят экологи и власти.
   Пока нет данных о том, сколько людей умирают в год от выхлопных газов, зато от аэрозолей всех видов страна ежегодно теряет 37 тысяч человек.
   Руководитель программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников считает, что будущее за электротранспортом, производством и внедрением «гибридных» двигателей, модернизацией существующих НПЗ.
   Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заместитель председателя партии «Яблоко», председатель фракции «Зеленая Россия» Алексей Яблоков констатировал, что Москва – самый непрозрачный город по открытости бизнеса: статистические данные по работе предприятий публикуются лишь в объеме четырех процентов.
   «А данные по здоровью москвичей, да и всех россиян, вообще засекречены, фальсифицирована, например, и это признают практически все, младенческая смертность: врачам даются указания регистрировать ребенка лишь через месяц после родов. Нам достоверно известно, что автовыхлопы содержат 500 опасных компонентов, а контролируется из них всего 30, и не самых опасных. Все говорят об озоне и диоксине, но бутодиен гораздо страшнее. Подсчитано, что эксплуатация одной машины в Новосибирске в течение трех месяцев приводит к одной смерти. Примерно 11-12 тысяч человек в столице гибнет ежегодно от грязного воздуха. Это в разы больше, чем погибает на дорогах, а также от алкоголизма и наркомании», - отметил А.Яблоков.
   По его словам, если в 1990 году на каждого москвича приходилось 22 кв. метра зеленых насаждений, сейчас эта цифра составляет 16 кв. метров. В то же время число машин в Москве, по мнению А.Яблокова, указывается неточно: половина из них не зарегистрирована в городе, а приезжает из-за МКАД.
   За первое полугодие 2008 года естественная убыль населения России составила 178 тысяч человек, говорят данные Росстата, и приток мигрантов компенсировал эти потери лишь на 1,6%.
   Начальник отдела аппарата отделения биологических наук РАН, член-корреспондент РАН Лев Рысин отметил, что выхлопы губят еще и леса Москвы. Достаточно пронаблюдать за этим процессом на МКАД, чтобы понять, что первые двадцать метров по обе стороны магистрали – «зона смерти» для лесов, вторые двадцать метров – зона «медленного умирания», и это несмотря на то, что леса чрезвычайно стойки к условиям выживания.
   «Московские леса, занимающие 14% территории одной из самых лесистых столиц мира, невозобновляемы. Вероятнее всего, «малая экологическая катастрофа» лишит нас сосен и елей уже в ближайшее время. Мы не знаем, куда обратиться с этой бедой», - сказал Л.Рысин.
   Сопредседатель Международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк обозначил дилемму следующим образом: или чистый воздух, или «уровень жизни», то есть наличие личного автотранспорта, другие удобства.
   «Чтобы сохранить жизнь и здоровье, нам придется пожертвовать какими-то удобствами, а что касается автотранспорта, ограничение использования старых моделей, запреты на въезд в город, налоговые санкции уже назрели», - заметил В.Сливяк.
   Генеральный директор «Фонда эффективного природопользования» Александр Перов добавил, что проблему следует решать комплексно, по трем направлениям: власти следует обратиться к экологическим проблемам более адресно, и этот поворот обозначился уже в этом году в преддверии президентских выборов, бизнесу – обратить внимание на экологически «чистые» технологии, для чего со стороны регулирующих органов нужно обеспечить стимулирование перехода на такие технологии, обществу – осознать свои права, в том числе потребительские.
   Взаимное лоббирование своих интересов обществом и бизнесом при грамотном правовом регулировании со стороны власти в пользу экологии поможет восстановить природное равновесие, поставить экономику на службу гражданам страны, резюмировал А.Перов.