06.02.2008 У регионов нет средств на реализацию экологических программ На прошедшем 5 февраля в РИА «Новости» круглом столе «Экологическая безопасность регионов РФ. Вопросы федерального и регионального законотворчества» представители центральной и региональной законодательной власти попытались решить вопрос повышения экологической безопасности регионов, который напрямую увязан с проблемой обеспечения устойчивого развития страны в целом. Депутаты обоих уровней были единодушны в мнении, что в рамках действующего законодательства улучшить экологическую ситуацию не удастся, и необходимы законодательные инициативы, касающиеся таких актуальных проблем, как снижение уровня выбросов вредных веществ в биосферу, стимулирование предприятий к повышению экологических стандартов производства, утилизация отходов и обеспечение благоприятной среды в мегаполисах. Заместитель председателя комитата ГД РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн, который до избрания в ГД РФ был заместителем председателя Госсовета Республики Коми и курировал вопросы экологической безопасности в регионе, отметил, что проблема стабилизации экологической обстановки остро строит для всех субъектов РФ. «Показатель качества жизни населения на той или иной территории зависит не только от уровня экономического развития, но и от уровня качества окружающей среды», - заявил депутат. По его мнению, такие вопросы, как снижение объемов вредных выбросов и уменьшение отрицательного антропогенного воздействия на природу, невозможно решить без грамотного регулирования вопросов природопользования. Для этого необходима координация законотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях. «При этом очень важно обобщать опыт правоприменительной практики конкретного региона. Если не учитывать географические особенности регионов, мы получим хорошо написанные законы, которые на практике не работают», - заявил Р. Гольдштейн. В качестве примера он привел опыт Республики Коми, для которой актуальна проблема лесопользования. Депутат обозначил основные экологические проблемы региона: рост выбросов вредных веществ в атмосферу, рост годового объема твердых отходов и сточных вод. Но главная угроза экологии республики, считает он, кроется в экстенсивной модели освоения лесных ресурсов. При этой модели лесопользование сосредоточено там, где есть инфраструктура, в частности, лесные дороги, а выращивание леса ведется на малой доле площадей. Такой подход тормозит развитие лесодобывающей отрасли. По мнению депутата, в республике восполнение лесного фонда проводится бессистемно и в недостаточном объеме, а это значит, что экстенсивная модель полностью себя исчерпала и необходимо переходить на интенсивную систему лесопользования. Депутат пояснил, что несмотря на принятие Лесного кодекса принципы организации лесного хозяйства во многом зависят от регионального законодательства, так как функции по управлению лесными участками переданы из центра в регионы. Однако даже своевременные меры, направленные на введение в силу Лесного кодекса, не помогли республике реализовать на практике новые принципы лесопользования – из-за нехватки финансирования. Р. Гольдштейн считает, что необходимо менять подход, при котором в федеральный бюджет от добычи ископаемых из регионов уходит более 90% средств. «Нужно менять пропорцию в пользу регионов, так как вредные производства негативно влияют на природную среду, разумно направлять взимаемую плату с вредных предприятий на экологические программы», - утверждает депутат ГД. Председатель Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин обозначил три главные экологические проблемы регионов, которые должны найти отражение в законодательстве: низкий уровень экологической культуры в обществе, отсутствие централизованного подхода к обеспечению экологической безопасности, несогласованность действий контролирующих органов. Но самый болезненный вопрос, по его мнению, - недостаток финансирования. Д. Кулагин считает, что в России необходимо возродить целевые экологические фонды, в которые должна направляться плата за негативное воздействие на окружающую среду. «Когда существовали целевые фонды, вопрос поддержки экологических программ решался гораздо более эффективно», - считает глава Законодательного собрания Оренбургской области. Сейчас только 10% средств идет на экологические программы, а остальные тратятся нецелевым образом на текущие расходы региона. Депутат Самарской губернской думы Дмитрий Анищенко поддержал коллегу. По его мнению, необходимо не только возродить экологические фонды, но и законодательно определить порядок артезианского водопользования, по аналогии с нефтяным, чтобы право на разработку скважины распределялось на аукционах. При этом средства с аукциона следует направлять не в федеральный бюджет, а в региональные экологические фонды. «Необходимо также вернуться к созданию фондов обязательного страхования, в которые предприятия будут вносить отчисления по дифференцированному принципу. Нельзя, чтобы за отходы от переработки нефти платили столько же, как за отходы макаронного производства», - пояснил депутат. Он также негативно высказался по поводу отсутствия бюджетной составляющей в экологических программах. «Здоровье человека на 30% зависит от среды проживания, и только на 10% - от качества медицинских услуг. Но, например, в Самарской области из бюджета на здравоохранение тратится 23% всех средств, а на охрану среды - только 1,1%. При этом доля федерального финансирования всех экологических программ составляет всего 0,9% областного бюджета. Регионы не в состоянии самостоятельно финансировать экологические программы, для этого необходимо менять систему распределения налогов в пользу регионов», - утверждает Д. Анищенко. Касаясь вопроса повышения уровня экологической культуры, депутат подчеркнул, что в первую очередь нужно поднимать этот уровень среди чиновников и тех, кто принимает законы и отвечает за их выполнение. «Не стоит требовать от обычного гражданина соблюдения экологической дисциплины, если во дворах никто не убирает мусор, а в городах вырубаются парки и загрязняются пляжи. И в первую очередь именно чиновники должны нести всю ответственность за подобные нарушения», - заключил депутат. По мнению председателя комитета Государственной думы РФ по природопользованию, природным ресурсам и экологии Натальи Комаровой, федеральная законодательная база по вопросам экологии не работает из-за того, что устарела, так как создавалась «совсем для другой страны». «Федеральная законодательная база у нас богатая, но многие законы сегодня глубоко спят», - пояснила она. Депутат ГД убеждена, что необходимо рыночными методами стимулировать экологические показатели предприятий. «Нам необходимо рыночное стимулирование предприятий, чтобы было выгодно не нарушать и не загрязнять. Для улучшения экологических показателей можно применить реальные, востребованные на сегодняшний день рыночные механизмы», - убеждена Н. Комарова. При этом она не согласилась с предложениями региональных законодателей о воссоздании региональных экологических фондов, пояснив, что решение об их ликвидации принималось в антикоррупционных целях. «Новый бюджетный кодекс не допускает возможности для создания каких-либо фондов. Поэтому, чтобы не стимулировать взяточничество со стороны контролеров, нужно решить вопрос, как более эффективно использовать средства, выделенные на экологические программы. И любая законодательная инициатива в сфере регулирования этих вопросов только приветствуется», - заключила Н. Комарова. |