02.12.2007 Красноярский край: в поисках баланса интересов Планируя ускоренное экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, безусловно, нельзя выпускать из виду, что практически все проекты, благодаря которым прогнозируется экономический рывок, могут оказать повышенное техногенное воздействие на экологию. Причем часть этих проектов будет реализовываться в регионах с особо хрупкой экосистемой: нефтяные и газовые месторождения расположены по большей части в северных регионах (Таймыр, Эвенкия, Якутия), строительство металлургических и горнорудных кластеров планируется в непосредственной близости от Байкала, крупные гидроузлы, такие как Богучанский энергометаллургический комплекс, также строятся в северных широтах. И если любое действие человека оказывает на окружающую среду в той или иной степени негативное воздействие, то в Сибири оно возрастает многократно. По данным Министерства природных ресурсов, сегодня около 15% территории России, где проживает две трети населения страны, характеризуются как экологически неблагополучные, со значительной степенью разрушения естественных экосистем и деградацией почв. По словам заместителя министра природных ресурсов Алексея Варламова, около 20% территории России испытали существенное влияние хозяйственной деятельности. При этом существующие в России экосистемы находятся в жизнеспособном состоянии и справляются с объемами антропогенного воздействия. Более того, 65% территории страны квалифицируются как не подвергшиеся существенным хозяйственным воздействиям и сохранившие ненарушенные экосистемы. Эта огромная территория, площадью около 11 000 тыс. кв. км, по существу является своеобразным естественным заповедником. Большая часть этих территорий лежит к востоку от Уральских гор, и остаются они такими ровно до тех пор, пока не началось их комплексное промышленное освоение. В СФО уже сейчас сосредоточено значительное количество металлургических предприятий, горнодобывающих комплексов, объектов энергетики, лесоперерабатывающей промышленности. Структура промышленного производства, которая должна обеспечить развитие региона, остается в основном такой же, но к ней добавляется в качестве дополнительной и очень существенной «нагрузки» нефтегазовый комплекс. Он уже сегодня, на первом этапе своего развития, оказывает значительную техногенную нагрузку в регионах присутствия. По мнению экспертов, самое опасное в этом — отсутствие системы постоянного мониторинга деятельности нефтегазовых компаний в удаленных северных районах. Как отмечает, например, глава администрации Эвенкии Ярослав Малаший, сейчас на территории нет достаточного количества специалистов Росприроднадзора, которые могли бы в режиме on-line отслеживать работу недропользователей. А из Красноярска делать это весьма затруднительно. В результате сегодня никто не может со всей ответственностью заявить, что на действующих буровых выполняются все требования природоохранного законодательства. Даже в тех случаях, когда у объекта есть собственник, который имеет значительные средства для проведения природоохранных мероприятий, экологии наносится значительный ущерб. Заполярный филиал «Норильского никеля» тратит миллиарды рублей на экологические программы, пользуется самыми современными системами экологического менеджмента. Однако и к этому предприятию природоохранные органы имеют претензии. По заявлению депутатов Государственной думы, Росприроднадзор проводил летом этого года проверку соблюдения требований водного законодательства ОАО «ГМК «Норильский никель». Установлено, что «Норильский никель» допускает на объектах Заполярного филиала существенные сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты (р. Щучья, р. Новая Наледная и др.) с серьезным превышением временно согласованных нормативов сброса. Кроме того, некоторые предприятия «Норильского никеля» (никелевый завод) сбрасывают в водные объекты с промышленными стоками вещества, не разрешенные к сбросу, в концентрациях, превышающих нормативы ПДК. При этом Норильск остается в рейтинге самых экологически неблагополучных городов России, занимая в нем одно из первых мест. В свою очередь хозяйствующие субъекты, в первую очередь те, кто тратит значительные средства на природоохранные мероприятия, считают, что в нормативной базе в сфере экологии накопилось много противоречий, сохранились нормы, мешающие развитию рыночных механизмов в области природопользования. Развивать промышленный потенциал Сибири с наименьшим ущербом для окружающей среды можно только сбалансировав интересы государства, природы и бизнеса. Решить эту задачу должен Экологический кодекс РФ, который сейчас находится в стадии рассмотрения. По словам заместителя директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды МПР России Юлии Пахомовой, «документ создаст экономические стимулы для сокращения негативного воздействия на окружающую среду, развития экологического бизнеса, внедрения прогрессивных технологий». Концепция Экологического кодекса предполагает существенное увеличение размеров штрафов за нарушение природоохранного законодательства, введение штрафов за представление недостоверных деклараций воздействия деятельности на окружающую среду. Кроме того, документ предусматривает введение экологических налогов на выпуск и оборот на рынке нежелательной продукции, а также налоговые льготы на развитие производства экологически чистой продукции и услуг (например, по переработке отходов, по внедрению энергосберегающих технологий и т. п.). |