01.08.2007  Для экологического туризма в Ленобласти не хватает культуры

   Потенциал Ленинградской области для развития экологического туризма чрезвычайно высок – по количеству особо охраняемых природных территорий (ООПТ) она занимает первое место в России. Пример соседней Финляндии, где экологический туризм пользуется высокой популярностью, внушает энтузиастам этого направления надежду на то, что и у нас можно достигнуть такого же уровня.
   Однако, по словам Администрации Тихвинского района, количество туристов, приезжающих в регион по линии природного парка «Вепсский лес» - самого известного объекта экологического туризма, не превышает 1-2% и не влияет на общую картину развития тризма в регионе. По словам Администрации Лодейнопольского района, количество туристов, посетивших Нижнесвирский заповедник, исчисляется единицами. Даже в намного более «раскрученной» Карелии экологический туризм нельзя назвать сколько-нибудь значащим направлением для экономики региона. По словам Льва Шустова, министра промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, «экологический туризм не востребован в России – ни в одном из Карельских заповедников нет всплеска желающих его посетить».
   Ответ на вопрос «Чем мы хуже Финляндии», по общему мнению, надо искать в области психологии. Препятствий для развития экологического туризма, по меньшей мере, три.
   «У нас слишком низкий уровень культуры, - считает Юрий Овчинников, президент клуба Offroad 4x4. «Среднестатистический постсоветский человек – хам, хам по отношению к природе, прежде всего, ему природа неинтересна. Поэтому пока у нас экологический туризм не может быть широко развит», - поделился он своим мнением с AllNW.ru.
   «Я считаю, что проблема заключается в отсутствии воспитания, - поддерживает его Нина Сергеева. Президент Культурного центра «Карт-Бланш» при СПбГУКИ. – Экологическому туризму необходима господдержка – вплоть до уроков экологи в школах. Пока экологического воспитания не будет на государственном уровне, никакого интереса ни к экологии, ни к природным зонам ожидать нельзя».
   С точки зрения Николая Шустрова, одного из создателей компании TopSportTravel, нашим людям неинтересно просто любоваться на окружающую природу. «Пейзаж, даже уникальный – это просто сцена, на которой должно разворачиваться действие. Пока не придуманы программы для туристов, этот вид отдыха у нас особым спросом пользоваться не будет. А для того, чтобы к нам поехали западные туристы, надо приложить немало усилий», - считает он.
   Правда, по словам Сергея Емельянова соучредителя ОО «Природа» (компания организует заезды на турбазу «Долгозеро», расположенную на территории природного парка «Вепсский лес»), количество туристов, приезжающих пассивно отдохнуть на природе, составляет около 40% от общего числа гостей. Однако, и турбаза «Долгозеро» ориентируется, главным образом, на охотников и рыболовов, а не на экологический туризм как таковой.
   Следующая по значимости проблема – отсутствие инфраструктуры. «Под инфраструктурой я понимаю абсолютно всё – и место для еды и жилья, и дороги, и меры по продвижению, и концепцию отдыха, - поясняет Юрий Овчинников. – Так вот, инфраструктура абсолютно нулевая». С ним полностью согласна и Нина Сергеева. «Можно было бы продвигать экологический туризм для иностранцев. Но разве они поедут к нам по этим дорогам? – возмущается она. – Да и сама организация отдыха – в Кургальском заповеднике поставлены две палатки, а между ними деревянный туалет. И всё! И они говорят, чтоб мы привозили к ним гостей. А где их размещать? Но для администрации заповедника такой подход – в порядке вещей». «А что касается продвижения, - продолжает она. – Я около десяти лет занималась созданием брэнда Пушкина как туристического центра. Мы вложили очень много сил и средств, потратили не один год, чтобы добиться результата. Заповедники этого делать не хотят».
   Незаинтересованность сторон – еще один камень преткновения, поскольку ни туроператоры, ни, в общем-то, сами заповедники заниматься этим направлением не хотят. Администрация Нижнесвирского заповедника просто не заинтересована в туристах, поскольку повышается антропогенная нагрузка, а это приводит к противоречию с самой концепции особо охраняемой природной территории. Все остальные надеются повторить успех Ястребиного озера, где традиции, программы и формирование брэнда прошли без всяких усилий со стороны руководства. «Единственные, кто пытается что-то делать – это «Вепсский лес», они как-то себя продвигают, раскручивают. Но тоже не слишком интенсивно», - комментирует ситуацию Николай Шустров.
   При этом, по словам Нины Сергеевой, даже в тех случаях, когда туроператоры готовы приводить клиентов, они сталкиваются с тем, что Администрация заповедника абсолютно не понимает самих основ бизнеса. «Если туроператор привезет клиентов один раз, дальше – нашему человеку никакие посредники не нужны. Он сядет в машину, приедет сам, сам договорится с гостевым домом. Таки образом, выгода туроператора сводится к нулю. А заключать какие-то эксклюзивные договора, предоставлять турфирмам выгодные условия заповедники не хотят», - поясняет она.
   Туроператорам тоже не слишком интересно организовывать поездки в заповедники и заказники. «Им нужен поток, а его сюда не обеспечить. Да и понятно, что продать Финляндию. Или Турцию гораздо проще, чем Тихвинский район. Нами они интересуются просто для галочки – сказать, что мы сюда возим и туда возим, - рассказывает Сергей Емельянов. – Мы с ними и не пытаемся сотрудничать».
   С другой стороны, в работе с ООПТ заинтересованы компании, организующие экстремальные туры и предоставляющие услуги team-building’а. Компания «В мире фантазий» планирует организовать несколько сплавов по рекам Бокситогорского и Тихвинского районов для своих корпоративных клиентов, Offroad Club 4x4 проводи рейды вокруг Ладоги и по Вепсской возвышенности, компания TopSportTravel с этого года начинает сотрудничать с турбазой «Долгозеро».
   В некоторых случаях проявляют интерес к расширению комплекса своих услуг и сами ООПТ. Например, на территории турбазы «Долгозеро» уже несколько лет в действует летний экологический лагерь «Надежда», с этой осени владельцы турбазы планируют предоставлять слуги team-building’а - «сейчас мы договариваемся с психологами, чтобы они разработали нам мягкие тренинговые программы», - сообщил Сергей Емельянов. Но это – единичные случаи, и говорить о развитии экологического туризма в Ленинградской области ока не приходится.