28.06.2007 Москва: обсуждены изменения природоохранных законов города На заседании комиссии Московской городской думы по экологической политике 26 июня рассмотрены проекты законов о внесении изменений в ряд действующих природоохранных законов города, сообщает пресс-центр МГД. Законопроект о внесении изменений в действующий с октября 2004 года Закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве» разработан в связи с необходимостью урегулирования его отдельных положений. По словам представлявшей документ директора ГУП «Мосэкомониторинг» Евгении Семутниковой, самая существенная группа поправок направлена на установление дополнительных критериев оценки воздействия предприятий на окружающую среду. Кроме этого, предлагается уточнить права специализированных организаций и уполномоченного органа; определить источник финансирования создания автоматизированных систем прямых инструментальных измерений на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; введение в качестве нового объекта экологического мониторинга такого фактора физического воздействия, как шум. Авторы нововведений считают, что с их принятием повысится доступность и эффективность осуществления экологического мониторинга и информированности населения о состоянии окружающей среды в столице. Например, введение физического воздействия на окружающую среду в качестве объекта экологического мониторинга, должно способствовать получению объективных данных, на основе которых осуществляется, в частности, социально-гигиенический мониторинг. Установление дополнительных критериев оценки предприятий необходимо из-за того, что установленных в законе недостаточно, чтобы охватить все аспекты антропогенного воздействия, на основании которых предприятие должно включаться в перечень субъектов локального мониторинга. К ранее установленным критериям добавлены еще три. В частности, автоматизированный контроль в режиме реального времени потребуется в том случае, если на предприятии отмечен сверхнормативный выброс загрязняющих веществ; а также на тех предприятиях, где установлено более десяти единиц пылегазоочистного оборудования, так как в случае какой-либо неисправности нормативы выбросов будут превышены. Законопроект предполагает, что организация передачи данных мониторинга в Единый информационно-аналитический центр, а также их эксплуатация будут осуществляться за счет собственных средств субъектов локального экологического мониторинга. Данное положение вводится в связи с тем, что на предприятиях теплоэнергетического комплекса в соответствии с распорядительными документами городского правительства ранее были созданы автоматизированные системы экологического мониторинга, осуществляющие внутренний контроль полноты сгорания топлива в котлоагрегатах. Но, как пояснила Евгения Семутникова, было четко определено финансирование только создания системы, а кто должен финансировать ее работу, оставалось неясным. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей среды» касается нескольких действующих законов: «О государственном экологическом контроле в городе Москве», «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям», «О комплексном природопользовании в городе Москве», «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», «О защите зеленых насаждений», «Об экологическом мониторинге в городе Москве», «Об отходах производства и потребления в городе Москве» и разрабатывался с учетом правоприменительной практики. Так, закон о государственном экологическом мониторинге предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений. Например, установить санкции за отсутствие на строительных площадках города информационных щитов, содержащих экологическую информацию, а также за нарушение требований к наличию иной обязательной информации, установленной правовыми актами города. Помимо этого, уточняется редакция статьи о неправомерной маркировке знаком соответствия «Экологичный продукт». Оно потребовалось в связи с тем, что действующие на сегодня нормы не позволяют привлечь к ответственности за реализацию продукции, маркированной этим знаком без сертификата соответствия. В законопроекте предусматривается административная ответственность за реализацию продукции с указанием на ее экологичность при отсутствии соответствующего подтверждающего документа (сертификата соответствия, декларации соответствия). Как показала практика, в большинстве случаев в городе не выполняется требование об обязательном оборудовании выездов со строительных площадок пунктами мойки колес автотранспорта. В целях уменьшения количества загрязненного строительного автомобильного транспорта на дорогах города законопроектом предлагается ввести положение, устанавливающее административную ответственность за несоблюдение установленных правил. Кроме того, в законопроекте пересматриваются в сторону увеличения размеры штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды, в том числе: за ввоз на территорию Москвы почвогрунтов без соответствующих документов; использование при благоустройстве и озеленении почвогрунтов, не соответствующих экологическим требованиям; за производство и оборот не соответствующих экологическим требованиям нефтепродуктов, невыполнение условий порубочного листа. Повышены требования в сфере обращения с отходами производства и потребления: в частности, вводится административная ответственность также за нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов. В целом же, по словам представлявшей данный законопроект сотрудницы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Екатерины Беловой, законопроект направлен на приведение природоохранного законодательства города в соответствие с федеральным и устанавливает административную ответственность соразмерно общественной опасности совершенных правонарушений. С последним утверждением не согласились эксперты общественного совета при комиссии, предложив авторам законопроекта подготовить аналитическую записку, доказывающую, что предлагаемые санкции носят ужесточающий характер и будут способствовать пресечению правонарушений в области охраны окружающей среды. Комиссия поддержала представленные законопроекты и рекомендовала внести необходимые изменения по итогам обсуждения. |