11.05.2007  Почему в Москве за день пачкаешься так, как в Европе за неделю

   Каждую весну в Москве проходят традиционные субботники - граждане помогают коммунальным службам почистить город после зимы. Но сколько его ни убирай, грязи - липкой, несмываемой, никогда до конца не сохнущей, зимой чавкающей под ногами, летом пылью забивающей ноздри - меньше не становится. Особенно заметен избыток этого досадного субстрата становится после возвращения откуда-нибудь из стерильной Европы.
   Контраст иногда бывает так разителен, что заставляет заподозрить неладное: может, с климатом у нас что-то не так, или с почвой, или с головой? "Известия" попытались найти "грязевой источник". Кто (или что) в ответе за весенне-летнюю "пыль столбом" и осенне-зимнюю "грязь по колено"?
   Неправильный климат или московский "остров тепла"
   Сразу определимся с терминами: в понятие "грязь" мы не вкладываем брошенные под ноги обертки, пивные банки и прочие человеческие отходы - это бедствие неизбежно в любом месте скопления людей и решается с помощью организованной уборки. Речь не о мусоре, а именно о грязи.
   Солидная часть грязи в буквальном смысле падает нам на голову - в виде дождя и снега, вбирающих в себя все промышленные "нечистоты" из загрязненного воздуха. Климат это только усугубляет.
   - В Москве существует так называемый остров тепла, который формируется за счет тепла, идущего от подземных сетей, газо- и водопроводов, электрических линий, промышленных предприятий, - рассказал "Известиям" Анатолий Исаев, заведующий метеорологической обсерваторией МГУ. - Это создает условия для дополнительных осадков. В столице (особенно в восточных, северо-западных и северо-восточных районах города) выпадает на 10% больше осадков, чем в окрестностях.
   Резкая смена температур - за сезон столбик термометра несколько десятков раз переходит через ноль - помогает консервировать свалившуюся с неба грязь. Это особенно заметно, когда сходит снег: на газонах остается корка скопившихся за зиму отфильтрованных атмосферных осадков.
   Летом появляются другие проблемы: начинают гореть торфяники, добавляя в и без того достаточно пыльный воздух еще и гарь. А жара вызывает так называемый фотохимический смог - когда солнце взаимодействует с пылью и выхлопами автомобилей, в воздухе начинают происходить вредные химические реакции. На тех улицах, которые плохо проветриваются, этот малополезный воздушный коктейль застаивается, в первую очередь это относится к зонам около больших трасс, а также к центральным районам города.
   Не повезло с суглинистой почвой
   Почвоведы в появлении огромного количества грязи обвиняют природные условия.
   - Почвы на Русской равнине сформировались на так называемых пылеватых суглинках, - говорит Татьяна Прокофьева, доцент факультета почвоведения МГУ. - Фактически это легко распыляющийся субстрат. Почему в Западной Европе заметно менее грязно? Если вы посмотрите на физико-географическую карту, то увидите, что в основном это горные, низкогорные и предгорные регионы. Там почва изначально образовывалась на песчаной или щебнистой основе. А большинство наших почв при любом поверхностном воздействии - например, вытаптывании - легко разрушаются. В Париже тоже бывает очень пыльно, особенно в праздничные дни, когда никто не моет улицы.
   Любой участок земли, не покрытый травой, становится генератором пыли, после дождя превращающейся в грязное месиво. Причем в природе этот процесс не так катастрофичен - где-нибудь на лесной опушке верхний слой земли богато населен: там живут жуки, червяки и прочая живность, перерабатывающая любую органику в плодородный слой, создающая собственно почву и называемая учеными "мезофауной". В городе мезофауне буквально нечего кушать - особенно там, где в борьбе за чистоту с газонов тщательно убирают опавшие листья. К тому же редкие жуки способны питаться органическими остатками, перемешанными с обрывками полиэтиленовой пленки и щедро сдобренными автомобильными выхлопами. Поэтому газоны и молодые деревья в Москве так легко гибнут, а порождающие грязь пустыри норовят вытеснить островки зелени.
   Столичная забава: "столкни на обочину"
   Но, пожалуй, самое фатальное обстоятельство для воцарения грязи - сами горожане. Экологическая сознательность у москвичей на нуле, причем независимо от обеспеченности и социального положения. Подавляющее большинство автовладельцев без малейшего сомнения поставят машину на газон, если он не обнесен изгородью, - штрафов за это не предусмотрено, а судьба невидимой глазу мезофауны людей волнует мало.
   Встретившись на узкой мощеной тропинке, граждане в большинстве случаев вместо того, чтобы уступить друг другу дорогу, идут напролом - так, что более "слабый духом" вынужден сойти с тропинки на обочину, вытаптывая зелень.
   Сильные мира - власть имущие и владельцы крупного капитала - вносят в проблему грязи посильный вклад: чего стоят непрекращающиеся попытки инвесторов "отгрызть" от парков их живописные куски для возведения элитного жилья или застроить единственный в районе сквер, а также вялые усилия властей им противостоять.
   Первый заместитель директора Института экологии города Анна Курбатова: "Наш город постоянно перестраивается - в нем живого места нет..."
   С вопросом, почему Москва настолько явно грязнее европейских столиц, обозреватель "Известий" Анна Гараненко обратилась к первому заместителю директора Института экологии города Анне Курбатовой.
   вопрос: Пенять только на природу и климат вряд ли правильно? Есть много городов, похожих на Москву по своим природным условиям. Но это не мешает им быть вылизанными до безобразия.
   ответ: Москва с точки зрения землепользования - нестабильный город. Особенно последние 100 лет. Европейские города не подвергались такой тотальной перестройке, там не было массового жилищного строительства. А наша история была бурной, и все эти "бури" отражались в характере нарезки территории. В районе Садового кольца, например, большая часть зданий построена в 50-х годах - более ранней постройки там осталось 2-3%. То есть вся территория города постоянно перекапывалась - один участок открывался, другой закрывался, третий оставался незастроенным. Сейчас этот процесс только усилился из-за строительного бума последних десятилетий.
   в: Вся грязь летит со строек?
   о: Дело не в стройках. Грязь - продукт жизнедеятельности ландшафта. Мы не даем нашему ландшафту "устаканиться", зарасти травой, хорошо укорениться кустарникам и деревцам. Возьмите Унтерденлинден в Берлине или любую другую благоустроенную бульварную зону - им же под 200 лет. Это пространство стабильно. А наш город постоянно перестраивается - в нем живого места нет. Все ландшафты в нем - "младенцы", которым мы не даем подрасти хотя бы до юношеского состояния.
   в: Сейчас инвесторов обязывают благоустраивать территорию - почти при каждом новом торговом центре появляются клумбы или газоны...
   о: А вы не задумывались, какого они качества? Вот типичная для Москвы картина: сквер при торговом центре, кустарники, трава. Зимой он превращается в сугроб в рост человека. После череды заморозков и оттепелей такой сквер становится стоячим болотом - талой воде стекать некуда, потому что архитектор не запроектировал (или строители "забыли") поставить дренажные трубки. В результате зелень погибает. С инвестора уже не спросишь - он свои обязательства выполнил. А эксплуатирующая организация нанимает бригаду из ближнего зарубежья, рабочие которой очень старательны, но в ландшафтах ничего не смыслят. Сейчас в городское хозяйство пришли люди, многие из которых не умеют ничего. Я не раз наблюдала, как рабочие кладут бордюрный камень...
   в: Он тоже имеет отношение к грязи на дорогах?
   о: Прямое - бордюры делают, чтобы грунт с газона не попадал на дорогу. Так вот, пока этот камень довезут до места, перегрузят несколько раз, края обиваются. Да и рабочие невысокой квалификации... В результате между камнями щели, через которые после дождя на проезжую часть сочится грязная жижа. Хотя достаточно сделать уклон не к краю газона, а к его центру - и никакой проблемы не будет. Вот газон во Франкфурте никогда не будет источником грязи для машин - у него уклон от проезжей части.
   в: Еще городские службы любят проложить дорожки под прямым углом, а народ упрямо топчет тропинки по диагонали - так удобнее пройти к остановке.
   о: Да потому что есть такое понятие, как "баланс территории", которое должно соответствовать нормам: столько-то зелени, столько дорожек. Чтобы его выдержать, приходится жертвовать одной из дорожек.
   в: Так все равно вытопчут.
   о: А это уже будет проблемой эксплуатирующей организации. Озелененные территории в основном на балансе города. То есть за них платит бюджет, а он нужен и на пенсионеров, и на инвалидов, и на школьников. А деревья или трава - они не кричат, и за то, что машины сильно пачкаются, никого не увольняют.
   в: В последнее время газоны часто посыпают чем-то черным. Это удобрение?
   о: Это торфопесчаная смесь. На хорошо сформированном газоне ее быть не должно. Торф - это продукт разложения растений в условиях болота. Это органика, но это грубая ее форма, недоступная для корневой системы растений. Она должна стать перегноем, перебродить, созреть. То, что она предлагается в качестве подкормки растений, это как если бы вам в ресторане принесли вместо бифштекса с картошкой кусок сырого мяса и нечищеные сырые клубни. Почему? Экономия бюджетных средств. Хотя, конечно, нельзя не упомянуть и негативные тенденции последних лет - невероятный рост автотранспорта, промышленных выбросов и неимоверные объемы ввода жилья. А вообще, если подходить к проблеме философски, человечество никогда не могло понять двух вещей: откуда берется грязь и куда исчезают деньги...
   В Аризоне страдают от песков, в Москве - от пыли
   Ким Балашак, коллекционер, США:
   - Я живу в Москве давно. Первое время раздражали две вещи: пыль и тополиный пух. Но я привыкла. У каждого региона есть свои климатические особенности: в Аризоне страдают от песков, а в Москве - от пыли. С этим нужно смириться и принять как должное. Это было, есть и будет. Почему? Могу только догадываться. Но думаю, что во многом из-за реагентов. Химия, которой поливают московские улицы, убивает почву и наносит большой ущерб природе.
   Александр Петч, студент, Германия:
   - Когда я поступал в российский вуз, меня сразу удивила пыль в Москве. Ее очень много. Сначала я подумал, что просто выдалось засушливое лето. Но потом выяснилось, что тут так каждый год. Думаю, во всем виноваты коммунальные службы: убирая улицы, они почти не стараются. К тому же в Москве очень много машин. Они все едут в центр и коптят там воздух. Говорят, что раньше в городе можно было отдыхать и гулять босиком. Теперь это кажется фантастикой.
   Денис Адамович, глава компании по торговле компьютерами, США:
   - Я бы не сказал, что в Москве какая-то катастрофическая грязь. Если сравнивать с моим родным Нью-Йорком, который имеет репутацию одного из самых грязных городов США, разницы немного. Сейчас в Москве вообще стало гораздо чище, чем лет 5 назад, - мусора на улицах заметно меньше, прибирают тщательно. То, что осенью и зимой слякоть, - по-моему, в этом больше природа виновата, чем люди. Правда, иногда и люди добавляют беспорядка - летом по улицам ездят поливальные машины. Вот это для меня совершенно необъяснимо: зачем поливать улицы водой? Ведь когда все высыхает, пыль возвращается на прежнее место. Да, в Нью-Йорке тоже моют улицы, но после того, как тротуар польют водой, сразу проезжает пылесос и собирает грязь.
   Брук Хорнблоуэр, журналист, Англия:
   - Когда я только приехал в Москву, то просто задыхался. Воздух здесь очень грязный и пыльный. Много машин. В Лондоне тоже много машин, но они не так сильно загрязняют воздух. У нас продумана система автомобильных фильтров. А на русских машинах фильтров почти нет. Здесь вообще много мусорят, на тротуарах валяются окурки. В Лондоне или в Париже вы никогда такого не увидите. Создается впечатление, что москвичи просто не любят свой город.
   Сампо Манснерус, студент, Финляндия:
   - Сказать по правде, лучше жить в спальных районах. Там чище. В Москве грязнее всего в центре. Не спасает даже Бульварное кольцо. Один знакомый эколог говорил мне, что во всем мире газонная трава, деревья, кустарники защищают от пыли. Но в Москве вся зелень чахлая - кусты худенькие, газоны вытоптаны, а деревьев почти нет. Меж тем грязных машин и пыльных строек огромное количество.