06.03.2007  Москва: за экологические нарушения бизнес можно только штрафовать

   На пресс-конференции министра правительства Москвы, руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Леонида Бочина, прошедшей 6 марта, были озвучены интересующие журналистов вопросы, касающиеся экологического состояния столицы, производства качественного топлива для рядового потребителя и источников альтернативного топлива и многие другие.
   Леонид Бочин сообщил, что экологическая ситуация в городе в 2006 году была не вполне удовлетворительной, однако удалось несколько снизить загрязнение атмосферного воздуха, в большей степени за счет обновления парка Москвы автомобилями иностранного производства. По его словам, уже более полутора лет Москва соблюдает европейские требования к качеству моторного топлива. Однако в 2006 году правительственная комиссия по техническому регулированию в судебном порядке лишила Москву права контроля качества моторного топлива, в то время как ранее Верховный суд России признавал его. «Теперь право контроля за качеством моторного топлива сохраняется только за Ростехрегулированием», – сообщил министр.
   Также было отклонено предложение Москвы ввести уголовную ответственность за продажу некачественного моторного топлива. «Борьба города и экологической инспекции за контроль над продажей некачественного топлива тоже может быть подвергнута ревизии из-за нежелания правительства России допустить Москву к этому контролю», - сказал Л.Бочин. При этом, предположил он, может сложиться ситуация, когда «в течение полутора-двух лет нефтяной рынок будет находиться в бесконтрольном состоянии».
   По словам министра, на сегодняшний день каждый четвертый литр бензина в Москве является суррогатным, и основной объем суррогатного бензина идет из Московской области. «Мы обращались к правительству Московской области с целью ужесточить санкции за производство и продажу суррогатного топлива, но никаких конкретных мер в ответ не дождались», – сказал Л.Бочин.
   Кроме того, Л.Бочин отметил, что для улучшения ситуации необходимо создать источник альтернативной заправки. Для этого необходимо создать стандарты для обеспечения комплексной системы заправки. В Москве сейчас только 3-5% от всех АЗС в качестве альтернативного топлива предлагают газ, остальные же используют традиционные виды бензина, метиловый эфир или дизельное топливо.
   Также Л.Бочин заявил, что в связи с тем, что полномочия по контролю за качеством атмосферного воздуха и поверхностных вод малых рек Москвы уже в течение года не передаются Ростехнадзором правительству города, то «вся ответственность за проблемы, связанные с загрязнением рек и воздуха Москвы, полностью лежит на Ростехнадзоре и федеральных структурах». Министр пояснил, что правительство Москвы несет ответственность только за зеленые насаждения и состояние грунта в городе.
   Л.Бочин сообщил, что Правительство РФ отклонило все поправки, предложенные Москвой в действующее законодательство по вопросам увеличения штрафных санкций и введению административной ответственности за незаконное строительство в водоохранных зонах, а также по введению штрафов за незаконную парковку автомобилей вдоль проезжей части и по введению уголовной ответственности за продажу некачественного моторного топлива.
   Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа» о контроле за деятельностью бизнеса в области экологической безопасности , Л.Бочин сообщил, что эффективных механизмов контроля на сегодняшний день не существует. «Сейчас сложилась ситуация вакуума по контролю вообще, так как нет четкого разделения полномочий между уровнями власти», – сказал Л.Бочин. По словам министра, альтернативным вариантом, на котором настаивает Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, может стать только увеличение размеров взыскиваемых за нарушения штрафов.