27.12.2006  Законопроект о московских почвах принят во втором чтении

   На внеочередном заседании Московской городской думы во вторник, 26 декабря, принят во втором чтении проект закона "О городских почвах". Об этом REGIONS.RU сообщили в пресс-службе Мосгордумы,
   По словам председателя комиссии Мосгордумы по экологической политике Веры Степаненко (фракция "Единая Россия"), разработка проекта закона города "О городских почвах" - новый шаг в развитии экологического законодательства столицы. Аналогов ему в России нет. Традиционное отношение к городским землям как объекту экономических отношений и купли-продажи приводит к тому, что эта компонента окружающей среды оказалась фактически беззащитной перед серьезным загрязнением. Принятие городского закона должно существенно изменить состояние дел в этой сфере.
   Как отметил представлявший документ руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, законопроект разработан в рамках законодательства об охране окружающей среды и регулирует правоотношения, которые обеспечивают защиту почв. Он подчеркнул, что в данном проекте закона почвы рассматриваются как природный объект, подлежащий особой охране, а не как объект имущественных прав. Ежегодно в Москву завозится около 800 тысяч кубов растительного грунта и не всегда его качество отвечает установленным требованиям. В то же время, существующей нормативно-правовой базы было недостаточно для контроля почв и почвогрунтов. Законопроект, устанавливая требования к охране городских почв, определяет ответственность за их нарушения, включая несоблюдение требований к качеству почвогрунтов.
   К принятому в первом чтении документу поступила 101 поправка. Из 63 предложений, поданных депутатами, редактором полностью приняты 23 изменения, другие учтены в редакторских поправках. В подготовленном ко второму чтению законопроекте более четко сформулирована преследуемая цель – документ направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности, а также на сохранение благоприятной окружающей среды. При доработке были уточнены определения основных понятий, используемых в законопроекте. Их перечень дополнен понятием "почвогрунт" – это обладающая плодородием почвенная масса, созданная искусственно, или плодородный слой, снятый с поверхности земельного участка. В ранее принятый текст введен новый принцип охраны и рационального использования городских почв – обязательность соблюдения показателей их качества и состава. Более четко даны определения понятий "обследование городских почв" и "мониторинг состояния городских почв", что, по мнению редактора, исключает дублирование действий. Более детально представлен механизм экономического регулирования, предусмотрено целевое использование средств, предназначенных для компенсационного оздоровления городских почв.
   В целом, по мнению депутата Веры Степаненко, законопроект претерпел существенное изменение, он стал четче, понятнее, яснее и предлагает реальные меры защиты, включая обследование, мониторинг, соблюдение пропорций между открытыми и запечатанными территориями, санкции при завозе в город некачественного грунта.
   На внесение поправок к принятому во втором чтении документу Дума отвела месяц.