15.12.2006  Как сохранить защитный пояс

   12 декабря в Московской городской Думе в рамках комиссии по экологической политике состоялся круглый стол на тему: «Экологическое значение лесопаркового зеленого пояса Москвы».
   Участвовавшие в заседании члены экспертного совета при комиссии Мосгордумы по экологической политике, представители структурных подразделений исполнительной власти города, Союза общественных экологических организаций, Института проблем экологии и эволюции им.А.Н.Северцова РАН и других организаций отметили особую роль, которую играет наличие опоясывающей столицу зеленой зоны в жизни москвичей, говорили о необходимости сохранения лесопаркового пояса как среды обитания «краснокнижных животных» и сетовали на отсутствие нормативно-правовой базы, направленной на защиту и сохранение лесов под Москвой. Собравшиеся решили обсудить неотложные меры, которые помогут сохранить лесопарковый зеленый пояс Москвы в условиях действия новой редакции Лесного кодекса РФ.
   Как заметила председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко (фракция «Единая Россия»), традиционно леса Подмосковья считают «легкими» Москвы. Однако их роль, подчеркнула депутат, намного больше. Леса – это средообразующий фактор всего московского мегаполиса, от их состояния зависит жизнь и здоровье человека, равно как и сохранение животного мира во всем его многообразии. По словам кандидата биологических наук Виктора Зубакина, лесопарковый защитный пояс служит местом обитания целого ряда птиц (вальдшнепы, дятлы, синицы, трясогузки, водоплавающие и луговые виды), занесенных в Красные книги и Москвы, и Подмосковья. Численность их невелика, но важно то, что подмосковные леса служат для подпитки популяций, и если они потеряют возможность гнездиться в лесозащитной полосе, то в Москве их уже точно не будет.
   Обращаясь к истории, участники заседания отмечали, что еще в 1804 году, когда город был значительно менее населен, чем сегодня, вышло положение о лучшем сбережении близких к Москве казенных рощ. Лесозащитный пояс вокруг Москвы был создан в 1935 году в соответствии с Генеральным планом развития столицы. В 1940 году к Москве перешло право ведения хозяйства в лесопарковом зеленом поясе. В шестидесятые годы прошлого века он был защищен статусом особо охраняемой природной территории, его радиус составлял до 15 км, площадь – до 162 тыс. га.
   Все изменилось, когда грянула «рыночная экономика» и на старый лес началось наступление коттеджного строительства. Затем произошло перераспределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. До последнего времени Москва могла влиять на состояние этого природного комплекса, вкладывая бюджетные средства в ведение лесного хозяйства, в том числе и в проведение защитных мероприятий. Но вновь изменившееся законодательство лишило столицу этих функций, определив собственником подмосковных лесов Московскую область. Тем не менее, как отмечали участники заседания, вступающий в силу с 1 января будущего года Лесной кодекс РФ дает возможность передать в ведение федеральной власти часть лесов, обладающих определенными признаками, которые можно распространить и на подмосковные. Следующим шагом может стать передача лесов в оперативное управление Москве. Однако данное предложение единодушной поддержки не нашло, большинство все же склонялось к тому, что собственник в лице Федерации будет более надежной защитой, чем любой из ее субъектов.
   По мнению сопредседателя Союза общественных экологических организаций города Андрея Фролова, актуальным сегодня было бы обращение в Правительство РФ с тем, чтобы леса Подмосковья получили защитный статус и перешли во владение и пользование к тем структурам, которые могут их сохранить.
   На взгляд председателя экспертного совета Александра Федорова, ситуация усугубляется тем, что новый Лесной кодекс разрушил то, что было, ничего не создав взамен. Его вступление в полную силу обусловлено принятием нескольких десятков подзаконных актов, то есть условия для возникновения произвола сложились весьма благоприятные. Александр Федоров считает необходимым оперативно подготовить обращение в органы власти Московской области об установлении моратория на ведение хозяйственной деятельности в лесах до тех пор, пока не появится новая нормативная база. Необходимо также провести экспресс-инвентаризацию того, что осталось, чем располагает Москва и чем область. К контролю за реализацией моратория нужно привлекать общественность, вплоть до восстановления «зеленых патрулей». Все эти предложения получили одобрение других участников обсуждения.
   Подводя итоги, Вера Степаненко поддержала идеи введения моратория и присвоения статуса особо охраняемой природной территории федерального значения лесопарковому защитному поясу Москвы. Она сообщила, что все высказанные предложения лягут в основу обращения Московской городской Думы к Правительству Российской Федерации, Губернатору Московской области и Московской областной Думе.