13.12.2006  Экология мегаполиса. Как выжить

   Хотим мы того или нет, но экология столицы и здоровье ее горожан все крепче завязываются в один узел, главное, чтобы со временем он не стал настолько запутанным, что его пришлось бы отчаянно рубить.
   На прошлой неделе министр Правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Арнольдович Бочин на встрече с журналистами пояснил сложившуюся ситуацию взаимоотношений мегаполиса и его экологии.
   Выяснилось, что Москва ежегодно расходует на охрану окружающей среды 3 - 4 миллиарда рублей, что в полтора раза больше, чем тратит на экологию вся Российская Федерация. Только на озеленение столицы ежегодно выделяются почти 1,5 миллиарда. В 2006 году посажено 30 200 деревьев, 217 800 кустарников. Радует специалистов и возросшая приживаемость зеленых насаждений - она составляет более 95 процентов при норме 90 процентов. Благодаря практике компенсационного озеленения удается не только сохранить площади зеленых насаждений, но и ежегодно увеличивать их. Так, в 2005 году из природного комплекса было выведено 195,5 гектара, а введено 210,43 гектара, в 2006 году взамен 475,7 гектара появилось 510,97 гектара.
   В условиях ежегодного строительства 5 миллионов квадратных метров жилья и плотной заселенности города, ограниченного МКАД, находить решения с компенсационным озеленением довольно сложно. Тем не менее Департаменту природопользования и охраны окружающей среды и Правительству города удается соблюдать необходимый баланс.
   Леонид Арнольдович сообщил также, что особо охраняемые природные территории Москвы занимают площадь 17,4 тысячи гектара. Здесь образованы одна особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «Лосиный остров» и 14 особо охраняемых природных территорий регионального значения. До 2020 года властями предусмотрено создание еще 254 особо охраняемых природных территорий с увеличением их общей площади до 24,8 тысячи гектаров, что составит 20 процентов всей территории города.
   Из проблем по-прежнему неутешительной остается ситуация с реализацией некондиционного, суррогатного топлива. Городские власти неоднократно обращались в Правительство РФ о необходимости скорейшего внесения в Законодательное собрание федерального закона, который стимулировал бы выпуск качественного моторного топлива (речь идет, по сути, об акцизах), но пока эта инициатива не нашла отклика.
   Особую тревогу у города вызывает разрабатываемый в Правительстве РФ технический регламент по контролю за качеством моторных топлив, который может лишить функций контроля субъекты Российской Федерации. Что из-за этого ожидает многострадальную в экологическом плане Россию, остается только догадываться. Правительство города намерено отстаивать свое право осуществлять этот контроль.
   Если говорить о качестве атмосферного воздуха, которым дышат москвичи, то в 2002 году оно осталось практически на уровне предыдущих лет.
   Контроль за воздухом ведется во всех функциональных зонах города (в каждом округе есть по 2-3 станции, а также передвижная лаборатория) по 22-м загрязняющим веществам, наиболее значимым с точки зрения их влияния на здоровье. Сегодня можно ответственно заявить, что по критериям качества атмосферного воздуха парки Москвы (за исключением прилегающих к автотрассам в радиусе 50 - 100 метров озелененных территорий) безопасны для прогулок и занятий спортом без ограничения времени.
   В Правительстве Москвы активно обсуждается возможность введения ограничения передвижения по городу грузового транспорта, не соответствующего стандартам «Евро 2», «Евро 3», «Евро 4». Необходимо принятие рамочного закона и ряда подзаконных актов, которые позволят урегулировать принципиальные моменты. Такой закон позволил бы исключить волюнтаристский подход к ограничительным мерам, случаи мздоимства при пропускных режимах и создал ясность требований к въезду машин на те или иные территории города, отметил Л.А.Бочин.
   Сегодня очевидно и то, что настало время жесткого ограничения создания в центре города офисных, торговых помещений, чтобы эффект притягивания автомобильного транспорта в центр был существенно снижен.
   Если говорить о состоянии водных объектов, ситуация относительно стабильна в течение последних четырех лет. Отрадно, что удалось добиться того, что на выходе из города показатели качества воды в динамике имеют существенный позитив.
   - Но, с другой стороны, - заметил министр, - уже более двух лет мы ведем диалог с Правительством РФ, Министерством природных ресурсов, чтобы они утвердили или модифицировали водную методику, которая используется в Москве для расчета ущерба водным объектам, особенно поверхностным водам. Методика дала бы возможность при определении существенности этого ущерба в денежном выражении (как правило, это миллионы рублей) возбуждать уголовные дела. Мне представляется, что, когда появляется реальная возможность уголовного преследования за загрязнение воды, хозяйственное поведение довольно многих безответственных объектов выстраивается совсем по-другому.
   - Некоторое время назад Вы сказали, что не хватает квалифицированных экологов. Как быть?
   - Экологов готовят многие вузы. Куда они идут работать? Как правило, в структуры, которые платят больше, чем на госслужбе, и которые занимаются разработкой проектов по охране окружающей среды того или иного предприятия, градостроительного плана.
   Что умеет делать молодежь - это второй вопрос. Мы зачастую сталкиваемся с абсолютно откровенными интересами бизнеса, который не интересует ни компонент окружающей среды, ни последствия размещения того или иного объекта. Всех их интересует квадратный метр. Что делает этот эколог, который вышел из вузовского обучения? Он работает на эту коммерческую составляющую. Задача города и государства - сократить эти аппетиты так, чтобы не было ущерба окружающей среде.
   - Каково Ваше отношение к возможной отмене экологической экспертизы?
   - Какое может быть отношение? Считают, что тем самым снимаются барьеры реализации национального проекта «Доступное жилье». Якобы пожарные, экологи, санитарные врачи препятствут тому, чтобы эта национальная программа быстро развивалась. К чему это приведет, даже не представляю. Кто будет нести ответственность, не представляю еще больше.
   Если в стране не нужна экология как таковая, давайте об этом скажем прямо. Об этом не решаются говорить, наверное, понимают, что есть три принципиальных момента, которые невозможно игнорировать. Первый - динамика бизнеспродаж в природоохранном мире удваивается каждые 3 - 5 лет. Второе - если не переходить на природоохранные технологии, то перспектива нашей конкурентоспособности при вступлении в ВТО радикально снижается. Речь идет о машиностроении, целом ряде отраслей, которые выпускают готовую продукцию. Не понимают этого только предельно близорукие. Третье - сама по себе экология является сферой выживания человека, его возвращения в ту среду, откуда он вышел.
   Обратите внимание, чем более состоятельный человек, тем больше он ищет гармонии с природой, но как только он приезжает в наш город, он ищет гармонии с бизнесом, деньгами! Возникает вопрос: с кем мы боремся, зачем разрушили систему государственного управления экологическими процессами в стране?