05.10.2006 Чем дышат москвичи Чем дышат москвичи? Ответ на этот вопрос даст комплексное исследование, стартовавшее вчера в столице. В уникальную передвижную лабораторию были превращены два железнодорожных вагона. На основании полученных данных ученые обещают составить целую радиационную карту города. Первый и единственный в мире поезд-обсерватория, стартовав в среду с Белорусского вокзала, начал исследование столичной атмосферы, которое грозит очень сильно изменить экологическую карту столицы. Специальные вагоны буквально нашпигованы суперсовременной аппаратурой, с точностью до миллиардных долей определяющей степень загрязнения воздуха всеми известными химическими веществами. "Это газоанализаторы - для определения приземной концентрации загрязняющих примесей; хроматографы, которые настроены на определение концентрации углеводородов; дистанционные приборы для определения эмиссии загрязняющих примесей от источников, удаленных до 8 км", - поясняет Николай Еланский, заведующий отделом исследований состава атмосферы Института физики атмосферы Земли им. А.М. Обухова РАН. Данные поступают на центральный процессор, обрабатываются и через спутник - уже с точными географическими координатами - передаются во всемирные метеорологические сети. На то, что раньше занимало недели и месяцы, теперь требуются секунды. Путевой журнал покажется анахронизмом. Обсерватории предстоит за два дня трижды обогнуть Москву по областной кольцевой дороге и пересечь столицу в нескольких направлениях. Подобное исследование проводится впервые в мировой практике. Оно позволит выяснить плотность потоков загрязнений, входящих и выходящих из мегаполиса, определить количество вредных веществ, выделяемых конкретными предприятиями. В итоге ожидается серьёзный экономический эффект. "На нас из Европы много несёт грязи, мы чистим этот воздух, наша огромная территория очищает эту грязь, мы несём ущерб и за это можем требовать компенсаций", – говорит Еланский. Первые же данные поразили экологов. Выяснилось, что юго-запад Подмосковья, считавшийся наиболее экологически чистым районом, подвержен сезонной аномалии. Летом из-за того, что северо-восточные ветра сносят туда смог из столицы, он становится едва ли не опаснее Капотни. "В атмосфере города формируются и вторичные загрязнения, в результате химической реакции создаются токсичные соединения, активно летом окислы идут именно на юго-запад", - отметил Николай Еланский. Второй вагон поезда - это специальная химическая лаборатория, способная работать прямо в очаге химического или радиационного поражения. Автономное энергопитание, собственный автотранспорт на борту, метеостанция, компьютеры с программными моделями катастроф, рассчитывающие всё - от площади и способов ликвидации загрязнения до путей эвакуации пострадавших. В ходе нынешних исследований миссия химической лаборатории - составление радиационной карты ближнего Подмосковья. |