02.10.2006  Москва стоит на «умирающей» земле

   Специалисты предупреждают: загрязнение почв столицы в несколько раз превышает санитарные нормы
   Мы все любим в разгар осени любоваться листопадом в парках, скверах и просто во дворах столицы. И, бывает, ворчим, когда на наших глазах опавшие листья сгребают в кучи и сжигают. Но, оказывается, с листьями московские коммунальщики борются не только ради чистоты улиц. Листья впитывают в себя всю гадость, которой хватает в загазованном воздухе магеполиса (о том, каким воздухом мы дышим, читайте в «КП» за 26 сентября). Потом они опадают и «удобряют» московские почвы химией, а не полезным для земли перегноем.
   - Среди биологов идет вечный спор о том, стоит ли убирать осеннюю листву. Многие считают, что она богата микроэлементами, которые попадают в почву, когда листья разлагаются. Но даже в этом случае оставлять их нужно лишь в парках и скверах. А вот у дорог их надо обязательно убирать, ведь там больше всего вредных веществ попадает в листья, а затем и в почву, - рассказывает ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор Института физиологии растений им. Тимирязева РАН Нина ШЕВЯКОВА, - а почва - одна из важнейших биосистем нашего города.
   - Я бы сказала, что почва - это печень города, - продолжает разговор замдиректора по научной работе Департамента природопользования и охраны окружающей среды Светлана БАЛАШОВА. - Качество почвы влияет на деревья, растения, цветы, в конце концов на здоровье москвичей, то есть нас с вами. Сегодня почвы в Москве загрязнены, засолены и захламлены.
   Экологи выделяют четыре главные проблемы наших почв.
   Проблема первая: Здания не оставляют «живого места»
   Есть такой термин - «запечатанность почв». Речь идет о земле, на которой дома и здания стоят друг к другу впритык.
   В среднем по Москве почва «запечатана» на 52%, а в центре города - вообще на 75%. То есть в ЦАО места для деревьев и цветов практически нет. А те почвы, на которых еще не успели возвести суперофисы и небоскребы, очень плотные. Их верхний слой превращается в пыль, а пыль оседает в наших легких, поэтому в центре столицы дышать трудно даже в сквериках и дворах, отгороженных от автомагистралей домами.
   Чем это грозит
   Пылевые взвеси, попадая в наши легкие, провоцируют не только аллергические заболевания, но и болезни дыхательной системы.
   Экологи делают контрольные разрезы почв в разных концах Москвы.
   СПРАВКА «КП»
   В Капотне - цинк, в Нагатинском районе - свалки
   Экологический мониторинг почв проводит Департамент природопользования Москвы. Данные собирают ежедневно с 500 пунктов наблюдения, расположенных по всему городу.
   Специалисты делают контрольные разрезы почвы (выкапывают ямы на глубину 3 - 5 метров), чтобы провести анализы грунта в различных районах города. Согласно данным мониторинга:
   Нагатинский район - самый грязный!
   Здесь больше всего мусора. Участок поймы в этом районе полностью превращен в свалку строительных и бытовых отходов;
   ЦАО, ЮВАО и СВАО - рай для цинка и кадмия;
   в Капотне, Марьине, Люблине и Лефортове, Долгопрудном, Текстильщиках, районе метро «Авиамоторная», «Тульская» и «Нагатинская» содержание цинка и кадмия превышает норму в 8 раз;
   в Бирюлеве и Марьине каменистость почв составляет 50 - 70%.
   КУДА ЗВОНИТЬ
   По всем вопросам, связанным с негативным состоянием почв, жалуйтесь на «горячую линию» Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы - (495) 205-85-62. Звонить можно круглосуточно, выходных нет. По словам специалистов департамента, абсолютно все жалобы рассматриваются.
   Проблема вторая: Выхлопные газы
   Выхлопные газы наших авто отравляют не только воздух, но и почву. Они наполняют земли свинцом, цинком, медью, кадмием и даже мышьяком. Содержание свинца и цинка в московской земле превышает норму в среднем в 2,5 раза. А в некоторых районах предельно допустимая концентрация (ПДК) превышена в 8 раз!
   Чем это грозит
   Содержание металлов в почве и в воздухе - угроза распространения хронических заболеваний у горожан.
   Свинец - один из самых опасных для нашего с вами здоровья металлов. Он негативно влияет на нервную систему, ослабляет интеллект, вызывает изменения координации, слуха, воздействует на сердечно-сосудистую систему, приводит к заболеваниям сердца.
   Кадмий приводит к нарушению работы почек и повышенной вероятности образования почечных камней.
   Проблема третья: Отравление продуктами сгорания
   Самые опасные для здоровья органические вещества - нефтепродукты и бензапирен. Они попадают в почву в результате процессов сгорания - от различных ТЭС, мусоросжигательных заводов (в Москве их два) и дизельных двигателей. В почве они практически не разлагаются - загрязняется не только земля, но и воздух.
   В целом по городу содержание органических веществ в почве во много раз превышает ПДК.
   Чем это грозит
   Эти вещества очень токсичны, поэтому москвичи, живущие рядом с мусоросжигательными, нефтеперерабатывающими заводами и другими предприятиями, отравляющими землю и воздух продуктами сгорания, чаще страдают хроническими заболеваниями практически всех органов (дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы), аллергическими реакциями.
   Проблемы четвертая: Антигололедные средства
   Оказывается, белый порошок, которым посыпают дороги зимой, вредит не только нашим ботинкам и автомобильным шинам, но и сильно загрязняет почву. Раньше из-за этих средств деревья гибли сотнями. Когда их спилили, специалисты призадумались и начали разработку новых средств. Теперь со скользкими тротуарами борются средствами нового поколения. Их уже не сыпят тоннами куда придется, а применяют нормированно: определенное количество смеси на квадратный метр. В новых препаратах меньше соли, а больше кальция, который необходим растениям.
   Чем это грозит
   Антигололедные средства проникают в глубь почвы - загрязняют и землю, и воду. Нитраты и аммоний, которые добавляют в смеси, попросту воняют. А соли, проникающие в почвы, вредят деревьям и цветам.
   Можно ли помочь земле стать чище?
   В принципе здоровая почва сама способна себя очищать. Но проблема в том, что в Москве такой почвы уже практически не осталось.
   Единственный метод очистки почв (и его сегодня применяют в столице) - вывоз старой земли и завоз новой.
   Но! Достаточно привести две цифры: ежегодно из Москвы вывозится 2,5 млн. кубических метров грунта, а завозится лишь 800 тыс. тонн! Никаких плановых работ по вывозу и завозу почвы не проводится.
   Стройки - вот главная причина для завоза новой земли. И как ни парадоксально, но чем больше строек в Москве, тем лучше для столичной почвы.
   Но и здесь строители экономят - привозят в столицу некачественный грунт. В нем нет питательных веществ, и вырастить на нем хоть что-то трудно.
   Вывозимую почву просто зарывают на полигонах. В Европе есть заводы, которые очищают «грязную» землю, потом ее обратно завозят в мегаполисы. Но в Москве подобных «землеочистительных станций» нет даже в разработках.
   Самый простой и недорогой способ очистки почв - это высадка специальной травы, которая вбирает в себя вредные вещества. Опять же в Европе этим методом активно пользуются. Но у нас очистные растения пока применяются только для водоемов.
   - Однако хочу отметить: с 1992 года состояние почв Москвы в целом улучшилось на 30%, - уверяет Светлана Балашова. - И постепенно оно продолжает улучшаться. Все-таки система вывоза старого грунта и завоза нового дает положительные результаты.