30.09.2006 Въезд "низкоэкологичных" автомобилей в Москву запретят постепенно Идея об ограничении движения автотранспорта на определенных территориях Москвы вызвала большой резонанс еще на стадии проекта. По замыслу авторов проекта, в городе должны появиться зоны, свободные от автомобилей, не отвечающим нормам "Евро-2". Это должно очистить воздух столицы от излишних загрязнений, а улицы – от многокилометровых пробок. Законопроект "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" был представлен на заседании комиссии Мосгордумы по экологической политике еще пару недель назад. Как только о нем "раструбили" в СМИ, оказалось, что документ вызывает больше вопросов, чем дает ответов на них. Тот факт, что некоторые автомобили /по преимуществу, "классика" "Жигулей" и особо старые иномарки/ лишатся права въезда в центр города, заставил поволноваться многих водителей. Информации о законопроекте в СМИ немного, и это дает пищу для всевозможных догадок. Говорят, что въезд в центр сделают платным, а всех, кто окажется в "запретной зоне" на старой "копейке" будут нещадно штрафовать. Правда, непонятно, кто и как будет контролировать процесс въезда. Ведь невозможно обнюхивать каждую машину на предмет химического состава выхлопов, и даже если "тормозить" машины через одну для проверки документов, нынешние пробки покажутся просто раем. На пресс-конференции в среду столичные чиновники сделали попытку несколько прояснить ситуацию, однако ясности в вопросе, что и когда собираются запретить, пока не прибавилось. Как заявила заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Марина Вакула, большая часть загрязнений воздуха – 83 проц — исходит от автомобилей. Вредные выхлопы провоцируют серьезные заболевания, и в целом ухудшение здоровья людей. А машин в городе становится все больше. По оценкам ГИБДД, сегодня в столице зарегистрировано порядка 3,2 млн машин. Ежегодно это количество увеличивается примерно на 500 тысяч, а это означает, что через пару-тройку лет оно приблизится к 5 млн. Теперь каждый московский автомобиль будет обязан получить сертификат соответствия в порядке, установленном правительством Москвы. То есть, получить он его должен, конечно, добровольно, но в центр без этого не пропустят, так что поневоле придется. По словам М.Вакула, экологический класс машины будут определять в ГИБДД, и результаты этой проверки занесут в единую базу. Машина, удачно прошедшая проверку, получит специальный электронный чип. Если водитель, не обладающий таким чипом, въедет на территорию с ограниченным въездом, ему придется заплатить штраф. Для контроля в городе будут введены "безлюдные технологии", отметила М.Вакула. По ее словам, "на таких территориях установят видеонаблюдение и другую подобную технику для ограничения въезда". Как московские власти собираются вводить новый закон? По словам депутата Мосгордумы Веры Степаненко, постепенно. Уже с этого года в России не выпускают автомобили, не соответствующие "Евро-2", следовательно, парк московских автомобилей несколько улучшится. Что делать владельцам тех авто, которые под евростандарты не попадают? Московские власти делают все для того, чтобы не травмировать население слишком резкими запретами и не будут вводить их "вдруг". Пенсионеры на карбюраторных автомобилях, не проходящих даже "Евро-1", пострадают в последнюю очередь. Все начнется с грузового и муниципального транспорта. Каждый грузовик /московский или иногородний/, желающий въехать в город, обязан будет получить соответствующий пропуск. А на закупку общественного транспорта, отвечающего экологическим стандартам, в столичном бюджете выделено 1,5 млрд рублей. К тому же, будет проводиться работа по улучшению работы общественного транспорта – оптимизации маршрутов, уменьшению интервалов движения, выделению отдельной полосы. А сеть перехватывающих парковок будет приспособлена к нуждам автомобилистов, желающих оставить свой автомобиль около въезда в центр города, чтобы дальше продолжить путь "на своих двоих". Также будут дифференцированы зоны, разрешенные для въезда той или иной категории автомобилей. И в первую очередь, ограничения ударят по тем же грузовикам, которым уже не удастся разъезжать в пределах Третьего транспортного кольца, оставляя за собой шлейф неприемлемого по евростандартам сизого дыма. С начала будущего года днем сюда смогут попасть лишь грузовики, соответствующие "Евро-2". В перспективе свободно въезжать в запретные зоны на чем угодно позволят лишь местным жителям да автомобилям оперативных служб. Существенный плюс – платить не придется ни за что. Разговоры о платном въезде в те или иные районы – лишь домыслы, ничего такого введено не будет. В.Степаненко подчеркнула, что все вводимые нормы полностью соответствуют федеральному законодательству. Если бы не необходимость учитывать общероссийский закон, можно было бы последовать примеру Бразилии, где въезд в центр города запрещен по номерам машин. Скажем, в понедельник под запретом те, чей номер заканчивается на 1 и 2, во вторник – на 3 и 4, и т д. Так вышло бы проще, удобнее и намного дешевле, чем то, что разрабатывается сейчас столичными законодателями. Но овчинка стоит выделки – каждая мера, постепенно вводимая московскими властями, оказывала свой позитивный эффект, отметили спикеры. Так, ограничения на движение грузовиков в пределах ТТК вынудили строительные фирмы заменить 50 проц машин на более современные и экологичные. Впрочем, все это лишь предварительные планы, которые, возможно, изменятся в ходе обсуждения. По словам М.Вакула, только на введение "безлюдных технологий" понадобится несколько лет, обсуждение закона в Мосгордуме в трех чтениях займет около года, а в самом законе может быть обозначен весьма отдаленный срок его вступления в силу. Пока не определены даже территории, на которые будет ограничен въезд – это будет зависеть от экологической ситуации в каждом конкретном районе. К тому же радиально-кольцевая московская планировка создает большие сложности в определении границ этих районов. Иными словами, четких механизмов реализации такого законопроекта как не было, так и нет, хотя готовится он уже больше года. Пока же автопарк большинства служб городского обеспечения также весьма далек от европейских норм выхлопа. Бензин, продающийся на наших заправках, нередко имеет мало общего с экологическими нормами, сводя на нет все ухищрения автопроизводителей, и даже иномарки дымят так, что мало не покажется. Альтернативное топливо пока остается красивой легендой – все о нем слышали, но никто не видел соответствующие автомобили и заправки. Нет, в Европе-то все это есть, но стоит совсем недешево. Готовы ли наши граждане платить дороже за экологию? Вряд ли. Много говорят о переходе на газомоторное топливо, которое сегодня является наиболее экономичным и безопасным, а к тому же и дешевым. Сегодня в России на природном газе уже работают более 50 тыс машин, что в три раза больше, чем в прошлом году. Но кто и где видел газомоторные заправки? Лично автору статьи они не попадались ни разу даже в столице, что уж говорить о регионах. Получается, что водители не хотят переводить свои автомобили на газ из-за того, что не знают, где потом будут заправляться, а газозаправочные станции не строятся из-за отсутствия должного количества потребителей. Но надо понимать, что рано или поздно, в том или ином виде, но закон принят будет. Накануне первый заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Наталия Бринза представила данные о том, что экологическая ситуация в столице продолжает ухудшаться. По ее словам, по этому показателю Москва уже сравнялась с такими городами, как Нью-Йорк, Париж и Мадрид. Так что, скорее всего, пенсионеру с его карбюратором все же придется раскошелиться. Старые автомобили придется оснащать каталитическим нейтрализатором, а это 300-500 долларов. Иногда сам автомобиль, на котором передвигаются "социально незащищенные", стоит примерно столько же. Впрочем, за несколько лет, на которые берут паузу авторы идеи, что-нибудь, да произойдет. Как в старом анекдоте – или падишах скончается, или осел сдохнет. |