01.08.2006 Столица и Подмосковье пытаются избавиться от мусора Столица захлебывается от отходов. За год она исторгает около 22 миллионов тонн. Причем ежегодно добавляется еще 3 - 4 процента. Такими темпами общий объем отходов производства и потребления к 2010 году превысит 23 миллиона тонны. Дорогие "захоронки" Что же делать с таким гигантским количеством мусора? Пока основным методом очистки мегаполиса остается вывоз всего сора на 12 полигонов Подмосковья. Именно там захоранивается около 85 процентов твердых бытовых отходов Москвы. В следующем году планируется ввести в эксплуатацию первую очередь еще одного полигона промышленных отходов Жирошкино в Раменском районе мощностью 250 тысяч тонн в год. Но даже после этого дефицит полигонных мощностей составит более 2 миллионов тонн в год. А что будет, когда срок эксплуатации существующих полигонов закончится? Тем более что произойти это может достаточно скоро. По словам Александра Маякина, начальника отдела координации работ по обращению с отходами управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы, крупный полигон Тимохово, например, прослужит еще 10 - 12 лет. Хметьево и Икша останутся спасением для Москвы не более 5 - 6 лет. Остальные полигоны пригодны для эксплуатации максимум еще года три. О новостройках мечтать не приходится - возможности Московской области не безграничны. За последнее десятилетие, кроме Жирошкино, Москва не получила ни единого участка земли под обустройство полигонов. Хотя в отличие от других производителей отходов столица честно расплачивается за размещение отходов экологическими платежами в бюджеты всех уровней. Например, вывоз мусора на полигоны Хметьево и Дмитровский, оборудованные по последнему слову техники (с современными противофильтрационными экранами, очистными сооружениями фильтрата, мониторинговыми скважинами для контроля грунтовых вод и почв), начиная с 2006 года обходится московскому бюджету по 155 рублей за тонну. Утилизация на простых "свалках" стоит втрое дороже. Гори оно все синим пламенем Все это вынуждает столичные власти уже сейчас искать новые способы избавления от мусора. В Австралии, к примеру, приняли закон, предписавший вообще отказаться от полигонов. Благодаря этому выяснилось, что сжигать отходы вчетверо дешевле, чем закапывать их. Поэтому государство позаботилось о строительстве в достаточном количестве мусоросжигательных заводов. В Москве таких заводов пока всего два: один на северо-востоке города, по Алтуфьевскому шоссе, другой - на востоке, в промзоне Руднево. Пущены они в 2000 и 2004 годах. Первый перерабатывает 130 тысяч тонн мусора в год, второй - 250 тысяч тонн. Это дает возможность избавиться столице примерно от 13 процентов твердых бытовых отходов. В настоящее время идет реконструкция еще двух заводов общей мощностью 360 тысяч тонн. Пустить в строй их планируется в 2007 - 2008 годы. Что характерно, оба проекта осуществляются за счет средств инвесторов. Какой у них интерес в этом "грязном деле"? "До 2020 года инвесторы будут сами эксплуатировать заводы, а следовательно, получать плату за сжигание мусора. Поэтому они заинтересованы в строительстве высокотехнологичных предприятий", - считает Маякин. На таких же началах к 2010 году планируется построить еще один завод - на юго-востоке города. Там будут перерабатывать 350 тысяч тонн отходов в год. Чем обернется привлечение частных капиталов для москвичей? Не придется ли им больше платить за мусор? "Тарифы пусть медленно, все равно растут", - напомнил Маякин. И привел пример: если, скажем, в 2000 году сжигание тонны мусора стоило 1170 рублей, то в 2006 году - 1450. То есть за шесть минувших лет цена выросла на четверть. Стоимость же вывоза вместе с обслуживанием мусоровозов и т. д. - аж впятеро! Другими словами, без имеющихся заводов тарифы росли бы еще быстрее. Поэтому то, что в 2010 году город сможет сжигать вместо нынешних 15 до 70 процентов ТБО, - безусловное благо для москвичей. Не проходите мимо фандомата А где же переработка отходов, которой так активно занимаются в мире? Она тоже вырастет - с нынешних 1,5 - 3 до примерно 3 - 5 процентов. У столь малой доли самого цивилизованного обращения с мусором у московских специалистов есть свое объяснение. "В Москве очень трудно организовать селективный сбор, - призналась, например, на недавнем международном семинаре, посвященном опыту планирования устойчивого градостроительного развития Москвы и европейских мегаполисов Ирина Ильина, зам. директора по экологии ГУП НИиПи Генплана. - Дело в том, что почти 90 процентов домов здесь - многоэтажки, жителям которых предлагается выбрасывать отходы в мусоропровод, а не выносить в контейнеры на улицу". Тем не менее система селективного сбора тоже потихоньку развивается. В частности, в конце прошлого года в 34 из 120 районов города установлены более 2700 специальных контейнеров для вторичного сырья, действует свыше 60 стационарных пунктов и 213 мобильных пунктов приема вторичного сырья. Туда можно сдать макулатуру, лом, стеклобой... Да не просто так, а получить за это деньги! Например, за тонну старых газет, книжек и журналов можно выручить 800-1200 рублей. А за ту же тонну нержавейки - 14,5 тысячи рублей, алюминиевых (пивных) банок - 30 тысяч рублей и т. д. На московских улицах впервые появились и так называемые фандоматы - специальные автоматы, куда москвичи могут сдавать пластиковые бутылки (до 0,6 л) и алюминиевые банки и получать за каждую из них по 10 и 30 копеек соответственно. Все это только за прошлый год позволило собрать более 60 тысяч тонн вторсырья. Не стоит в стороне от этого дела и промышленность, силами которой организовано 1200 пунктов приема и временного хранения отработанных люминесцентных ламп, сбор ртутьсодержащих и других отходов. Снесенные пятиэтажки, например, дробятся в крошку, используемую для ремонта и строительства дорог. И все-таки именно инфраструктура и мощности переработки промышленных отходов и вторичных ресурсов сильно отстают от потребностей города. Достаточно сказать, что сама Москва перерабатывает лишь 20 процентов собранного вторсырья, а все остальное вывозит в другие области. Для того чтобы город смог максимально использовать его для вторичной переработки, по словам Маякина, необходимо принять федеральный закон об ответственности производителей за утилизацию тары и упаковки. Это позволит включить в стоимость изделия услуги по последующей утилизации тары. И, таким образом, организовать сбор и переработку вторсырья за счет производителей. В засаде Для Подмосковья же самый больной вопрос - это несанкционированные свалки. Каждое лето население области увеличивается почти вдвое за счет дачников из столицы. Соответственно вырастает и количество мусора. Только с начала текущего года областные экологи обнаружили 205 несанкционированных свалок. Взгляните на обочины дорог: именно там больше всего скапливается отбросов. Чтобы ездить по Подмосковью было не так противно, областному бюджету приходится тратить на их вывоз около 56 миллионов рублей в год. Пытаясь как-то повлиять на нечистоплотных гостей, Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области вот уже три года проводит в дачный сезон операцию "Засада". Каждое воскресенье инспектора выходят на охоту на любителей сорить где попало. В один из таких походов отправилась вместе с инспекторами и корреспондент "РГ". Местом для засады избрали город Апрелевку Наро-Фоминского района. Там, на кусочке дороги, соединяющей Киевское и Боровское шоссе, прямо рядом с жилыми пятиэтажками на улице Февральской за три дачных дня - пятницу, субботу и воскресенье - как на дрожжах вырастает гора из отходов. Владимир Кутуков, глава Апрелевки, жаловался корреспонденту "РГ": "Эта территория принадлежит муниципальному образованию, значит, ликвидировать эту гору должна администрация. Ставить знак "Свалка мусора запрещена" бесполезно, так как он тут же исчезает. За три дня регулярно образуется около 60 кубометров мусора, поэтому каждый понедельник для его вывоза приходится вызывать три машины. Каждая стоит по 6 тысяч рублей и еще по 2 тысячи рублей надо платить за погрузку. Итого - 24 тысячи рублей". Корреспондент "РГ" сама наблюдала, как каждый час на этом, словно заколдованном месте останавливались по 7 - 9 машин. Не помогали даже штрафы - от 500 до 2500 рублей (по действующему в Подмосковье Закону "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области"). "Москвичи должны выкидывать мусор по месту прописки, там, где платят за его уборку, - возмущался Владимир Леонов, начальник территориального управления N 4 Госадмтехнадзора Московской области. - Или в контейнер возле своего дачного участка, если садоводческое товарищество заключило договор с мусоровывозящей организацией. Например, в Наро-Фоминском районе эта услуга обходится владельцу каждого участка по 156 рублей за сезон. Вполне приемлемая плата". В прошлом году договоры с мусоровывозящими организациями имели 60 процентов товариществ, этим летом - уже около 85 процентов. Но многие дачники, пойманные за руку, жаловались на то, что договор-то заключили и деньги за вывоз мусора заплатили, а он все равно не вывозится. "И такое случается, - соглашается Леонов. - Дело в том, что существует две формы вывоза по договору. Первая - по утвержденному графику (это в соответствии с законом Московской области должно летом делаться не реже раза в день). Вторая - по заявке председателя садоводческого товарищества, то есть по мере накопления. Больше всего нарушений в последнем случае. Поэтому инспектора советуют председателям садоводческих товариществ вести журнал заявок вывоза мусора, чтобы в любой момент можно было выяснить, кто прав, а кто виноват". Если виновата обслуживающая организация, ей грозит штраф до 50 тысяч рублей, да еще руководителю - до 5000 рублей. Если штраф в течение 30 дней не оплачен, дело передается службе судебных приставов. Свалка же в любом случае должна быть за месяц ликвидирована. Возмездие рублем даром не прошло: за последние три года удалось ликвидировать таким образом 1343 свалки. Вот и из нынешних двух сотен 119 уже тоже исчезли, в том числе 63 лишь за последний месяц. Очистить трассы от "грязи", уверяет Леонов, поможет система платных контейнерных площадок вдоль дорог. Сейчас такой эксперимент проводится на Варшавском шоссе в Подольском районе. Там установили контейнерную площадку, с нормальным въездом и выездом, как на АЗС. Есть утвержденные тарифы по приему мусора, бункеры-накопители для неотсортированных отходов и отдельные контейнеры для сортировки. Например, чтобы выкинуть обычный полиэтиленовый пакет с отходами емкостью примерно пять литров, нужно заплатить рубль, пакет с мусором вдвое больший по размеру - уже 3 рубля, пакет до 60 литров здесь примут за 20 рублей. Старую газовую плиту возьмут за стольник, отслуживший свое телевизор - за полтинник, шину от легковушки - за 30 рублей и т. д. Кассир выбьет чек, в общем, все как положено. Когда такой подход перестанет быть экспериментом для всех москвичей без исключения, тогда, наверное, исчезнет и проблема: что же все-таки делать с мусором? |