25.05.2006  В Совете Федерации обсудили экологическое страхование

   23 мая в Совете Федерации состоялись парламентские слушания "Перспективы развития нормативно-правовой базы в сфере экологического страхования", которые провел Комитет СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.
   Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе Совета Федерации, открывая заседание, председатель комитета Виктор Шудегов отметил, что до настоящего момента в нашей стране не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правового обеспечения. Тем не менее, необходимость защиты природной среды и человека от негативного воздействия загрязнения природы так или иначе требует решения этой проблемы.
   Докладчик привел в пример недавнюю ситуацию с Байкалом. По проекту Водного кодекса, который, по мнению сенатора, вызывает справедливую критику и нуждается в серьезной доработке, размер природоохранной зоны у водоемов уменьшается в 5 раз. И случись на таком расстоянии прорыв трубы, Байкалу не избежать загрязнения.
   Вмешательством Президента опасность, связанная с прокладкой вблизи озера нефтепровода, устранена. Это хорошо, сказал В. Шудегов, но разве так должны решаться проблемы? Он убежден, что охрана природы должна иметь исчерпывающее законодательное обеспечение. Развитие рыночных отношений в экономике России, расширение экономических свобод для участников хозяйственной деятельности требуют применения наряду с административными экономических методов регулирования.
   Безопасность природной среды является одним из важнейших элементов социально-экономической политики государства. При этом страхование ее состояния при различных видах деятельности - один из основных способов управления рисками и гарантия полного или частичного возмещения нанесенного вреда.
   Проанализировав состояние существующей нормативной базы в своем докладе, В. Шудегов пришел к выводу, что большинство нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не предусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда, а в тех документах, которые содержат положения об использовании страхования при возмещении нанесенного природе вреда, отсутствуют механизмы его реализации. Между тем, принцип "загрязнитель платит" находится в основе аналогичного законодательства об экологическом страховании США, Европы, некоторых стран СНГ, в частности Азербайджана и Казахстана.
   Как считает сенатор, и с этим соглашались другие участники парламентских слушаний, необходимо принятие федерального закона об обязательном экологическом страховании, который станет основой создания единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления окружающей среды.
   С основными идеями этого законопроекта аудиторию ознакомила Наталья Коваленко, исполнительный директор страховой компании "Альфа-страхование", старший преподаватель кафедры "Страховое дело" Финансовой академии при Правительстве РФ. В своем выступлении она обосновала необходимость обязательного страхования в связи с небезграничностью ассимиляционного ресурса природы, тем, что у нас не работает принцип "загрязнитель платит", а государство не обеспечивает в должной мере выполнение требований возмещения вреда, причиненного окружающей среде и контроля за восстановлением природной среды. Кроме того, напомнила она и о международных обязательствах России в сфере охраны окружающей среды и природопользования, требующих гармонизировать отечественное законодательство с международным в природоохранной сфере.
   Н. Коваленко подчеркнула, что экологическое страхование представляет собой систему видов страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования и включает в себя страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, нанесенный загрязнением окружающей среды, ответственности за невыполнение обязательств по договорам природопользования, страхование природных ресурсов, имущества и здоровья граждан от негативного воздействия загрязненной окружающей среды.
   По ее словам, консолидация усилий всех заинтересованных сторон - единственное условие реализации поставленных задач по созданию в России системы обязательного экологического страхования.
   Участники парламентских слушаний обсудили также анализ практики и нормативно-правовой базы экологического страхования в России, существующий опыт страхования риска загрязнения окружающей среды, экологический аудит как механизм оценки рисков и ущербов при экологическом страховании, различные формы организации экологического страхования и другие вопросы, связанные с темой парламентских слушаний.
   По итогам слушаний приняты рекомендации, адресованные Федеральному Собранию и Правительству РФ, направленные на ускорение разработки и рассмотрения проекта федерального закона "Об обязательном экологическом страховании".