08.05.2006  Череповец: дорогу мусору

   Ликвидированы экологические посты на выездах из города. Проект по созданию экологических постов, на реализацию которого горбюджет потратил 1,6 млн. рублей, закрыт. Муниципальные власти считают: дальнейшее существование шлагбаумов, пресекающих нелегальный вывоз мусора, экономически неэффективно. Означает ли это, что пригороды вновь будут заваливать хламом?
   Идея появления экопостов с самого начала вызывала некоторые сомнения у организаторов этого новшества. В июне прошлого года, когда появление специальных будок еще только обсуждалось, вице­мэр Александр Афанась­ев так обозначил предполагаемое время их существования: «Мы не думаем, что эти посты будут нужны вечно, может быть, хватит и года». Прогноз сбылся почти точно: первые шлагбаумы появились на выезде из Череповца в августе. Всего поставили пять постов: два в Зашекснинском районе и три в Заречье. Демонтировали их в конце апреля, спустя девять месяцев после начала работы.
   — Я против такого решения, — заявил «Речи» главный эколог ОАО «Север­сталь», депутат Законодательного собрания области Николай Архипов. — Уже спустя месяц вы увидите, что все начнется по новой: пригороды завалят мусором. Посмотрите, во что превратился берег Ягорбы, на него страшно смотреть. То же самое будет и на тех направлениях, где сняты экопосты. Их существование себя полностью оправдывает. Вкупе с ежедневными рейдами, которые нужно бы проводить, посты могли дать существенный эффект.
   У городских властей своя правда. Мэр Михаил Ставровский объяснил «ликвидационное» решение просто: слишком дорого (примерно 1,5 млн. рублей в год) обходится поддержание постов в рабочем состоянии. «Мы возобновим их работу, если начнутся безобразия с вывозом мусора», — пояснил глава Череповца. Но в мэрии не все полностью поддерживают такую позицию.
   — Посты все­таки нужно оставить, — считает начальник инспекции по контролю за содержанием и благоустройством города Владимир Дайтер. — Сам вопрос вообще стоит довольно странно. Те, кто вывозит мусор за город, тоже платят разные налоги. Потом на эти налоги власть организует посты, чтобы воспрепятствовать нелегальным свалкам. Получается, граждане обирают сами себя. Сначала экономят, а потом теряют эти деньги, просто на другом уровне. Экопосты остаются необходимыми, пока люди не станут более ответственными.
   Есть, впрочем, один удивительный факт, который сводит на нет все рассуждения о необходимости экопостов. Как сообщил «Речи» Сергей Овечкин, начальник ФГУП «Охрана» (работники этого предприятия дежурили на экопостах), за все время существования будок не задержано ни одной машины с мусором. Было несколько случаев, когда водители разворачивали грузовики и уезжали обратно, заметив шлагбаум, но ни разу охране не пришлось устраивать разбирательства с нелегалами. Скорее всего, они просто нашли другие пути. Во всей этой истории для горожан остается непонятным другой вопрос: кто и как просчитывал необходимость постов, которые в течение почти года «съедали» городские деньги, при этом не принося практически никакого результата?