19.04.2006 В Мосгордуме обсудили действующее законодательство об экологической экспертизе 18 апреля на совместном заседании комиссий Московской городской думы по экологической политике и по перспективному развитию и градостроительству обсуждены вопросы, касающиеся действующего законодательства об экологической экспертизе, перспективы развития и практике его применения при согласовании градостроительных и инвестиционных проектов в Москве. Инициатор проведения совместного заседания - заместитель председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский - обратил внимание собравшихся на то, что "в настоящий момент все субъекты отношений в сфере экологической экспертизы находятся в ситуации "некачественной конкуренции" правовых норм законодательства разного уровня, порождающей такие негативные последствия, как "задвоение функций" разных государственных органов, увеличение сроков согласования проектной документации на строительство и другие". Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре Мосгордумы, согласно федеральному закону "Об охране окружающей среды", организация и проведение государственной экологической экспертизы относятся исключительно к полномочиям органов государственной власти РФ - Росприроднадзора и Ростехнадзора. Но нет документа, который бы позволил избежать дублирования в работе этих двух ведомств по отношению к экологической экспертизе, хотя поручение Правительства РФ о подготовке соответствующего нормативного акта было дано им еще в 2004 году. По словам депутата, сегодня в части, не противоречащей изменениям Закона "Об экологической экспертизе", продолжают действовать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственной экологической экспертизы. Но на взгляд Александра Милявского, применение этих документов затруднительно из-за того, что они не приведены в соответствие с ныне действующим законодательством. Отметив, что важные новеллы в области экологической экспертизы внесены Градостроительным кодексом Российской Федерации, заместитель председателя депутатской комиссии, особо выделил запрет на проведение с 2007 года иных государственных экспертиз проектной документации, помимо той, что определена самим Кодексом. На сегодняшний день ряд федеральных законов предусматривают необходимость проведения отдельных видов государственных экспертиз проектной документации, что вызывает затруднение на практике, приводит к возникновению административных барьеров и в конечном итоге сказывается на темпах и стоимости строительства. О проблемах, возникающих при прохождении экологической экспертизы проектной документации на строительство в Москве, рассказал президент ЗАО "Баркли" Леонид Казинец. Он подчеркнул, что для реализации большого проекта требуется привлечение большого количества финансовых средств. Вкладываются миллионы долларов для того, чтобы выкупить право застройки у города, отселить жителей. В среднем, "заход в площадку" стоит 15 млн. долларов. И это самое начало. А дальше … проект останавливается. Практически на год. Несет потери инвестор. Несет потери и город за счет недополучения средств в бюджет от реализации инвестиционных контрактов. Леонид Казинец не исключил существование недобросовестных инвесторов, но большинство, по его мнению, вполне добросовестные, но "не могут стронуться с места в основном потому, что приходится проходить две экспертизы". По его словам, первым, с кем приходится иметь дело, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Там выдвигаются понятные требования, в том числе по компенсационному озеленению, ведется диалог. "Мне по крайней мере объясняют, почему нельзя строить там, куда уже вложены 15 млн. долларов, - сообщил Леонид Казинец. - И даже находят какие-то компромиссы. В среднем, на прохождение документов в Департаменте, при том, что регламент понятен, уходит месяц-два". После этого необходимо получить экологическое заключение от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Общение осуществляется "через одно окно", консультантов нет, хотя не ясен даже перечень документов, которые нужно представить. Заключение можно ждать полгода, при этом экологическая экспертиза "сводится к формальным заключениям". По мнению президента ЗАО "Баркли", ситуацию необходимо менять "иначе привлекательность Москвы для инвесторов начнет неизмеримо падать". Первый заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Наталья Бринза дала разъяснения, необходимые, по ее мнению, для понимания роли и значимости этого структурного подразделения Правительства Москвы в рассмотрении предпроектной и проектной документации. При реализации любой хозяйственной деятельности возникают вопросы сохранения зеленых насаждений. На федеральном уровне они никак не рассматриваются, и исторически сложилось так, что вопросы сохранения зеленых насаждений регулируются органом исполнительной власти той территории, где они растут. Городским законом о защите зеленых насаждений определен специальный уполномоченный орган, который регулирует данные вопросы. В соответствии с этим законом Департамент выдает заключения о соответствии проектов установленным требованиям. Причем, это не выдача "механического заключения" на предпроектную и проектную документацию. Работа заключается в том, чтобы ознакомиться с материалами дендрологической части проекта, выйти на место, оценить предложенное "на соответствие и целесообразность" и принять решение в пользу охраны окружающей среды. Реальная польза от такой работы, по словам Натальи Бринзы, состоит в том, что при рассмотрении предпроектной и проектной документации Департаментом ежегодно сохраняется более 50 тысяч деревьев, первоначально определенных к вырубке. Еще один важный этап - оценка предложений по компенсации, денежной или натуральной. Как подчеркнула Наталья Бринза, на федеральном уровне, ни в Росприроднадзоре, ни в Ростехнадзоре, такая работа не проводится. Таким образом, по ее мнению, говорить о том, что Департамент берет на себя функции по проведению экологической экспертизы, некорректно. Наталья Бринза напомнила, что вопросы организации и проведения экологической экспертизы регулируются двумя федеральными законами - об экологической экспертизе и об охране окружающей среды. В одном из них записано, что государственная экологическая экспертиза проводится специальным уполномоченным органом. На самом деле их два. Но никакого регламента их взаимодействия или документа о разграничении полномочий нет. Существует неясность и в вопросах реализации имеющихся на сегодня, но принятых очень давно, подзаконных актов. Как сказала Наталья Бринза, по ряду вопросов Департамент обращался за разъяснениями в Правительство РФ, но никаких ответов не получил. На заседании приводились и другие примеры, подтверждающие проблему коллизии законодательства, столкновение норм федеральных и московских законов, противоречивость действующих нормативных актов и неопределенность регулярно вносимых изменений, в том числе, по перераспределению полномочий в вопросах проведения экологической экспертизы между разными уровнями государственной власти и местным самоуправлением. По мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, было бы рациональным и целесообразным вернуть полномочия в этой части таким субъектам, как Москва и Санкт-Петербург, оставив за органами федерального правительства только общий надзор. По итогам заседания будут подготовлены рекомендации и проект обращения к Правительству РФ. По словам Александра Милявского, в сложившейся ситуации оперативной реакцией столичного парламента может стать обращение к Председателю Правительства РФ с предложением учесть при разработке новой редакции положения о проведении государственной экспертизы обобщенные рекомендации депутатов для решения главной задачи - максимального упрощения процедуры согласования проектной документации, а также предусмотреть механизм, исключающий дублирование функций государственных органов и устраняющий излишние барьеры. "Вместе с тем, считаю, что федеральному правительству при разработке нормативных документов нужно предложить внести положения, предусматривающие включение в процесс единой комплексной государственной экспертизы проектной документации органы исполнительной власти регионов в части исследования влияния будущего строительства на состояние окружающей среды",- подчеркнул депутат. |