15.03.2006 Москва: закон об отходах пока не работает в полную силу Во вторник на заседании комиссии Московской городской думы по экологической политике было рассмотрено состояние дел в сфере обращения с отходами производства и потребления в городе Москве. Ежегодно в городе образуется порядка 22 млн тонн отходов, при этом средний прирост на протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4 процента в год, поэтому неудивительно, что в последние годы в столице все более актуальной становится проблема рационального отношения к отходам. Как отметила председатель комиссии Вера Степаненко (фракция «Единая Россия»), для ее решения в городе создана определенная нормативно-правовая база. В частности, в мае прошлого года принято постановление правительства «О первоочередных мероприятиях по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы на 2005-2008 годы», в ноябре – Закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве», этим вопросам посвящен специальный раздел в Целевой среднесрочной экологической программы на 2006-2008 годы, которая недавно рассматривалась на заседании правительства Москвы. Цель заседания комиссии заключалась в том, чтобы выяснить, как на практике работают принятые в городе документы и что еще необходимо сделать, для регулирования данных вопросов. Ответы на эти вопросы депутаты искали вместе с представителями Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, предприятий «Экотехпром» и «Промотходы», экспертов Общественного совета при комиссии. По словам заместителя начальника Управления по организации обезвреживания и переработке отходов Николая Сомичева, приоритетным направлением на сегодня является развитие промышленных способов переработки. Действуют два мусоросжигательных завода (в Руднево и на Алтуфьевском шоссе), общей мощностью 400 тысяч тонн, с введением в эксплуатацию еще двух заводов общий объем сжигаемых отходов составит более 1,2 млн тонн в год, а к 2010 году планируется сжигать уже 2 млн тонн. Начинает развиваться система селективного сбора отходов, которые после переработки можно использовать как вторичное сырье. По данным на конец прошлого года, в 34 районах города установлено 2 709 специальных контейнеров для сбора вторсырья, действуют 61 стационарный и 213 мобильных приемных пунктов. Между тем, по мнению заместителя начальника управления Департамента охраны природы и защиты окружающей среды Ивана Малева, «если мощностей нет, то и раздельный сбор ни к чему», поэтому основная задача заключается в организации производств по переработке отходов. Пока у нас лишь 2 млн тонн отходов «ушли на переработку», а 20 млн тонн с предполагаемым немалым количеством вторсырья попали на полигоны. Но и с организацией пунктов приема вторичного сырья не все гладко. По словам Ивана Малева, их в городе, согласно принятым документам, должно быть 400, однако коммерсанты, желающие организовать сбор вторсырья, сталкиваются с огромным количеством бюрократических препон, которые тормозят не только дело, но и стремление им заниматься. Для закрепления экономических и правовых механизмов, стимулирующих создание новых производств по утилизации, переработке и уничтожению отходов, был принят городской закон. Как отмечали участники заседания, срок его действия слишком мал, чтобы оценить, как он работает. К тому же, подчеркнул заместитель генерального директора предприятия «Экотехпром» Адам Гонопольский, закон предусматривает создание целого ряда подзаконных актов, включая разработку целевых программ развития производственной базы и повышения эффективности управления отходами производства и потребления, а также создание экономических условий для стимулирования деятельности в этой области. По мнению Веры Степаненко, необходимо ускорить работу над созданием кадастра городских отходов, организовать полный учет и контроль деятельности по обращению с отходами, включая их образование и перемещение. На заседании прозвучали также предложения дополнить городской закон нормами о возможности использования механизмов городского заказа для реализации продукции вторичной переработки отходов. Помимо этого, отмечали собравшиеся, вступление в силу с января этого года федерального закона №199, делегирующего субъектам федерации многие из ранее изъятых у них полномочий, также потребовало внесения изменений в городской закон для исключения возникших «нестыковок». Так что вопрос о нормативно-правовом обеспечении обращения с отходами производства и потребления остается в поле деятельности комиссии. |