10.03.2006  Загрязнители среды будут контролироваться за собственный счет

   В текущем году экологическая ситуация в столице будет не хуже, чем в европейских столицах и мегаполисах. Об этом заявил министр правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Леонид Бочин в ходе пресс-конференции в МК на тему «Экология Москвы: проблемы и перспективы». Во многом это будет достигнуто за счет продолжения ужесточения контроля над выбросами вредных веществ промышленными предприятиями.
   Подводя итоги минувшего года, Леонид Бочин отметил, что главное достижение – отсутствие экологических катастроф. По его словам, в 2005 г. был посвящен «текущей работе». В приоритетных направлениях деятельности возглавляемого им департамента было введение экологической сертификации автозаправочных станций (АЗС), экологической сертификации продуктов питания, а также экологической сертификации почв и грунтов.
   Кроме того, по словам Л. Бочина, итогом прошлого года является активное развитие экологического законодательства. Министр сообщил, что были разработаны поправки в Административный и Уголовный кодексы в области ужесточения штрафных санкций в области производства и продажи некачественного топлива, согласно которым повышаются требования к качеству топлива. Штраф за нарушение может достигать 500 тыс. руб.
   В УК предлагается ввести штрафы до миллиона рублей за производство и продажу «паленого» или суррогатного топлива, а срок заключения – от 2 до 6 лет. Причем речь идет об одновременном применении двух санкций – штрафа и тюремного заключения. «У меня имеются сомнения по перспективам прохождения данных поправок», - заявил глава департамента природопользования, отметив, что у производителей некачественного топлива имеется «мощное лобби».
   К достижениям прошлого года Л. Бочин отнес и то, что, несмотря на увеличение автомобильного парка столицы на 6%, увеличения загрязнения атмосферы не было. «Этого удалось достичь также благодаря жесткому контролю над промышленным сектором», - уточнил министр. В столице работает система автоматического контроля над качеством атмосферы. «Мы построили современную систему, которую признали европейцы», - добавил он.
   В заключение глава департамента природопользования сообщил, что в городе будет реализовываться целевая Среднесрочная экологическая программа на 2006-2008 гг. «Ситуация с экологией в столице будет не хуже, чем в европейских столицах и мегаполисах», - подытожил он.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, какие меры по усилению контроля над объемами выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий будут приниматься в текущем году, Л. Бочин сообщил, что формально предприятия имеют нормативы контроля сброса-выброса вредных веществ. Однако в ряде случаев от жителей, проживающих вблизи промышленных предприятий, постоянно поступают жалобы на экологическую ситуацию.
   По словам министра, выяснилось, что выбросы предприятий за пределами установленных нормативов, - это, как правило, ночные выбросы. «Эти предприятия находятся у нас в списке, - сказал он. - Мы приняли постановление, которое обязывает такие предприятия устанавливать на трубах за счет собственных средств системы автоматического контроля над выбросами вредных веществ». Данные системы будут опломбированы и подключены к системе автоматического контроля, чтобы предприятиям «было неповадно» нарушать нормативы вредных выбросов в атмосферу.
   В отношении качества моторного топлива Л. Бочин сообщил, что Москва – единственный город, который принял собственный закон, вводящий ответственность за реализацию некачественного топлива. Введение реальных штрафных санкции в АК – 200 тыс. руб. штрафа - привело, по словам министра, к постоянным судебным разбирательствам. Однако департаменту удалось переломить ситуацию в правовом плане. «Мы выиграли большую часть судебных исков», - пояснил он.
   В продолжение темы Л. Бочин сообщил, что Госдума приняла федеральный запрет на производство бензина с добавками тетроэтилсвинца. Однако оказалось, что данный вид топлива импортируется в Россию. Вследствие этого он появился на рынке. «Проверки показывают, что бензин со свинцовыми добавками смертельно опасен, особенно для детей», - подчеркнул министр. По его словам, мэр столицы направил письмо премьер-министру правительства РФ с предложением запретить импорт бензина с вредными добавками. Кроме того, подготовлены соответствующие депутатские запросы.
   В заключение Л. Бочин заявил, что в настоящее время в российском обществе экология не столь востребована, как в западном. «В государстве до сих пор нет внятной экологической политики на федеральном уровне», - критически резюмировал он.