27.02.2006 Волгоградская область: законопроект «Об охране атмосферного воздуха» Комитет по экологии и природопользованию Волгоградской областной Думы ведёт активную разработку законопроекта «Об охране атмосферного воздуха на территории Волгоградской области». Необходимость такого законотворчества продиктована новыми полномочиями региона в области охраны окружающей среды и природопользования. Новые права появились у субъектов Федерации после последнего изменения федерального законодательства. На днях законопроект впервые обсуждался на заседании профильного думского комитета с участием специалистов, учёных-экологов, областных и городских чиновников. «Важность принятия этого закона для нашей области, — пояснил заместитель председателя комитета по экологии и природопользованию Михаил Гузев, — объясняется ещё и той ситуацией, которая сложилась в регионе. Волгоградская область, особенно её промышленные города, к сожалению, лидирует по числу заболеваний у жителей, связанных именно с загрязнением воздуха. Построенные вдоль Волги заводы создают обстановку, когда людям просто нечем дышать. Прибавьте сюда загазованность, вырубку зелёных насаждений на новостройках, остаточное финансирование природоохранных мероприятий из бюджета и другие важные факторы — всё это и есть слагаемые нашего экологического неблагополучия». Авторы законопроекта сошлись во мнении, что, формируя природоохранную политику, в новом законе нужно учесть специфику Волгоградского региона, а законодателям и контролирующим структурам максимально использовать полномочия по защите окружающей среды. «Мы должны, — считает Михаил Гузев, — сделать так, чтобы предприятиям было экономически невыгодно нарушать природоохранные нормативы, а размеры штрафов были бы действительно сопоставимы с объёмом ущерба, нанесённого здоровью людей и природе». Обсуждая актуальный для региона законопроект, экологи предложили для лучшей защиты здоровья населения взять пример с других зарубежных стран, в которых уже давно занимаются, к примеру, управлением рисками для людей, проживающих в особо неблагополучных районах. В некоторых российских городах такая система уже внедрена. К примеру, в Ангарске, где местный завод за свои свинцовые выбросы в атмосферу оплачивает три месяца оздоровительного отдыха детям, живущих в этом городе. Заставить предприятия осуществлять природоохранные мероприятия, по мнению специалистов, можно лишь экономическими мерами, то есть с помощью ужесточения штрафных санкций и расширения полномочий контролирующих структур. Предлагается, к примеру, установить порядок промышленного контроля за атмосферными выбросами, вдвое увеличить перечень загрязняющих веществ, за выбросы которых предусмотрены штрафные санкции, а также установить штраф за фактическое превышение норматива выбросов с одного источника. Дело в том, что зачастую загрязнение с одного источника отдельного предприятия оказывается гораздо выше, чем усреднённый показатель выбросов со всех источников этого же предприятия. Следовательно, и штраф предприятие должно платить по максимуму. А это напрямую влияет на наполняемость областного экологического фонда, средства которого идут на финансирование мероприятий по охране окружающей среды. В целом авторы законопроекта убеждены, что ничто не препятствует закреплению в законе самых прогрессивных мер по охране воздуха и здоровья людей. Главный залог успеха, — считают экологи, — это желание ответственных структур сделать это. Скорее всего, проект областного закона об охране атмосферного воздуха будет вынесен на заседание областной Думы уже в марте. Об этом сообщает пресс-служба областной Думы. |