01.01.2006 На Алтае 9% проектов не прошли экологическую экспертизу С начала года в Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору поступила документация на проведение государственной экологической экспертизы по 1270 объектам. Положительные заключения государственной экологической экспертизы выданы по 819 объектам, по 73 объектам (это 9% представленных проектов) выданы отрицательные заключения. Реализация проектов не разрешена, документация возвращена на доработку. Об этом сообщил заместитель руководителя Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Владимир Горбачев. Он подчеркнул также, что предупредительный контроль за осуществлением хозяйственной деятельности был и остается одним из основных направлений в деятельности государственных органов власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. С целью предотвращения нежелательных экологических и связанных с ними социально-экономических последствий проводится экологическая оценка намечаемой деятельности, признанная во всем мире как превентивный, то есть упреждающий, инструмент регулирования природопользования и управления окружающей средой. Первым российским правовым документом об обязательности проведения государственной экологической экспертизы на территории России является Постановление Совета Министров РСФСР № 384 “Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию и порядка финансирования и оплаты государственной экологической экспертизы”. Затем был принят федеральный закон “Об экологической экспертизе”, целый ряд нормативно-правовых и инструктивных документов. В настоящее время осуществление функций по организации и проведению государственной экологической экспертизы предоставлено двум службам: Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования МПР России (Росприроднадзор). “Механизм экологического предупредительного контроля за осуществлением намечаемой хозяйственной деятельности установлен. Однако отсутствие дифференциации проектов намечаемой хозяйственной деятельности по масштабам и значимости их воздействия на окружающую среду накладывает непропорциональное бремя на заказчиков (инвесторов), так как и сроки, и затраты на реализацию проектов существенно возрастают. На уровне подзаконных актов методология отнесения документации к объекту (не объекту) государственной экологической экспертизы, а, следовательно, и к объекту оценки воздействия на окружающую среду, не разработана. Не разработаны на федеральном уровне механизмы и процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий. В результате органам, уполномоченным проводить государственную экологическую экспертизу, приходится проводить по общей процедуре экспертизу относительно небольших проектов, что не позволяет сосредоточить усилия на рассмотрении действительно значимых объектов. сегодня в Алтайском крае на одного специалиста отдела государственной экологической экспертизы нашего управления приходится 25 объектов. До реорганизации природоохранных органов организацией и проведением экспертизы в Главном управлении природных ресурсов занимался отдел из восьми человек. По данным за 2003 год было рассмотрено 940 проектов, на одного эксперта тогда приходилось около 10 объектов”, - отметил Владимир Горбачев. По его мнению, анализ работы в области экологической оценки в сложившихся условиях показывает необходимость разработки процедур проведения государственной экологической экспертизы и внесения необходимых изменений в законодательную и нормативно-методическую базу, причем особенно важна проработка этих процедур для объектов регионального уровня. Повысить эффективность работы экспертов позволит также использование баз данных об источниках и параметрах воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. “Информация об уже имеющихся источниках негативного воздействия на окружающую среду должна быть систематизирована и использована всеми участниками процесса экологической оценки при принятии экологически значимых решений”, - считает заместитель руководителя Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору. |