11.12.2005 Насколько реально добиться выплаты экологической компенсации? Конституция дает добро Как бы ни критиковали скептики важность и законодательную основу доплаты за экологию, основная нормативная база для этого в Украине уже создана. Оно и понятно - не известно, стали бы заниматься этой темой специалисты из организации <ЭКО+25%>, если бы коэффициент нужно было вводить <с нуля>. Согласитесь, это было бы слишком наивно с их стороны. Юридических поводов оказалось предостаточно. Первый и самый важный из них находится в Конституции Украины, где в статье 50 четко записано: <Каждый имеет право на безопасную жизнь и здоровье, окружающую среду и на возмещение нанесенного нарушением этого права вреда>. По сути, Основной Закон стал базовым документом для того, чтобы эта надбавка существовала. Но одно дело - требовать доплаты за экологию, а совсем другое - иметь представление о том, кто на эту доплату имеет право. Поэтому специалисты из <ЭКО+25%> стали собирать информацию об экологической ситуации в регионах страны. Та же 50 статья закрепляет право доступа к подобной информации: <Каждому гарантируется свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена>. От экологии нет жизни Собрав необходимую информацию об экологии регионов, эксперты пришли к единому мнению - так дальше жить нельзя. Дела с условиями жизни огромного количества людей в Украине обстоят настолько плохо, что сидеть сложа руки уже просто не позволяла совесть. В качестве эксперимента была взята экологическая карта Донбасса. На нее наложили карту состояния здоровья населения - и результат превзошел самые плохие ожидания. В тех районах, где экологическая ситуация не соответствует норме (количество вредных веществ значительно превышено), состояние здоровья людей тоже намного хуже. Это хронические и онкологические заболевания, и высокий уровень смертности, и повышенный уровень рождаемости с патологиями. Все эти показатели значительно превышают не только среднестатистические по Украине, но даже по региону. Неутешительные выводы говорили о главном: экологию, похоже, спасать уже поздно, а спасать нужно людей, которые живут в столь ужасных условиях. Оно и верно - если сегодня не позаботиться о населении этих территорий, то завтра и за нормальное состояние окружающей среды бороться будет просто некому. Необходимость введения экологического коэффициента и защита экологических прав населения стали наиболее злободневными проблемами целого ряда регионов. Государство гарантирует компенсацию на бумаге Откуда вообще возникла идея материальной компенсации населению за неблагоприятные экологические условия? Оказывается, еще с 1991 года в нормативно-правовой базе страны существует уникальный документ - <Закон Украины об охране окружающей природной среды>. В нем четко зафиксировано положение о том, что основным принципом охраны окружающей природной среды является <гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей> (статья 3). В статье 5 этого закона указано, что охранять здоровье и жизнь людей от негативного влияния неблагоприятной экологической обстановки должно государство. Сам по себе закон хорош, а где же написано о компенсации? Оказывается, в статье 10 того же закона, где речь идет о гарантиях экологических прав граждан. Вот что записано в пункте <д>: <Экологические права граждан обеспечиваются компенсацией в установленном порядке вреда, нанесенного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды>. Кроме этого, в 1994 году был принят Закон Украины <Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения>. В нем также закреплены конкретные положения о возмещении вреда, нанесенного здоровью людей в результате нарушения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами санитарного законодательства. И это далеко не единственные документы, которые законодательно определяют необходимость экологической компенсации. То есть фактически компенсация за негативное воздействие окружающей среды на человека существует. Правда, пока что только на бумаге. Но с другой стороны, чтобы выплачивать такую компенсацию, нужно вначале четко определить районы, которые будут считаться неблагоприятными с экологической точки зрения. Как определить районы экологического бедствия? Вот тут и кроется загадка. Дело в том, что законодательно пока что это нигде не определено. Даже сам термин существует только в виде <зоны чрезвычайной ситуации>. Что интересно, в Законе Украины <О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера> парламентарии закрепили понятие <зоны чрезвычайной ситуации> как <отдельной территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера>. Формулировка достаточно пространная, если учитывать, что в законе не определены сроки, в течение которых территория может называться <зоной>. А что же тогда считать чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера? Этот же закон подразумевает следующее: <...чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей и/или значительным материальным потерям>. Но, согласно букве закона, исключительной компетенцией устанавливать зоны чрезвычайной ситуации обладает Верховная Рада. По словам же юристов-экологов, само понятие зоны как таковой носит временный характер. Этого, конечно, не указано, но подразумевается. То есть она определяется только в том случае, когда где-то что-то произошло внезапно и сказалось на здоровье людей. На тот период, пока территория будет непригодной для жизни человека, она объявляется зоной чрезвычайной ситуации. А о тех людях, которые годами живут рядом с заводами, почему-то забыли. Загвоздка - в трактовке законодательства и в соблюдении тех законов, которые уже сегодня позволяют ввести экологическую надбавку. Дело - за малым Получается, необходимые законы для введения экологического коэффициента <ЭКО+25%> у нас есть. Но не действуют они лишь по той причине, что трактовать их государство может в каждом конкретном случае по-своему. Кроме того, не соблюдается даже Постановление ВР <Об основных направлениях государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности>. В разделе <Региональная экологическая политика> этого основополагающего документа сказано: <С целью нормативно-правового обеспечения основных направлений экологической политики следует предусмотреть определение фиксированной части валового национального продукта региона, которая направляется на охрану окружающей среды в соответствии с уровнем загрязненности среды>. Значит, первое, что нужно сделать в деле оформления экологической компенсации, - это научиться соблюдать те законы, которые существуют в этой области. Во-вторых, стоило бы немного исправить нормативную базу. Разработать и принять изменения к закону депутатам ведь намного легче - нет нужды изучать всю нормативно-правовую базу. Достаточно всего лишь четче сформулировать несколько положений, чтобы внести ясность. Для этого нужна сила, которая поддержала бы идею народа в парламенте. Ведь, как известно, общественные организации в Украине не обладают возможностью законодательной инициативы. И, наконец, нужно четко определиться: нужно нам это или не нужно, станем ли мы получать свои <экологические> или так и будем завидовать Западу и России? Насколько реально добиться выплаты экологической компенсации? Эксперт общественного движения <ЭКО+25%> Анатолий МАСЛОВ: - На мой убежденный взгляд, позитивное решение этого вопроса - дело вполне реальное. Хотя эта проблема находится в социальной плоскости, но механизм ее решения - чисто политический. И поэтому реальность введения экологической компенсации во многом зависит от нас с вами, уважаемые читатели, от нашей политической воли, наконец, от политической мудрости будущего парламента. Помните известную пословицу <Спасение утопающих - дело рук самих утопающих>? Вот-вот. Проще говоря, чем больше людей выскажутся в поддержку инициативы по защите (собственных же!) экологических прав, тем сложнее будет политикам уклониться от неизбежности принятия срочных мер по предотвращению надвигающейся беды. При широкой общественной поддержке можно будет сразу же после парламентских выборов признать на официальном уровне, что в Украине есть зоны экологического бедствия. Далее надо будет определить границы таких зон. Параллельно придется активно поработать над соответствующими изменениями в законодательство. А пока депутаты и специалисты будут готовить предложения, необходимо вспомнить об уже имеющихся возможностях. На основе статьи 95 Бюджетного кодекса Украины и постановления ВР <Об основных направлениях Государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности> при распределении средств на экономическое развитие территорий нужно выделить дополнительные средства уже признанным экологически кризисным регионам (Донецко-Приднепровскому, Азово-Черноморскому и Полесью) и ряду других. И так шаг за шагом. На мой взгляд, введение надбавок станет реальным тогда, когда в парламенте наконец-то будут работать именно те, кто не на словах, а на деле реально отстаивает права своих избирателей. Мудрый народ ведь давно подметил: кто хочет делать дело - ищет возможности и средства, а кто не хочет - причины и оправдания. |