16.11.2005  Гниющих на дне залива судов становится все больше

   
   Незамерзающий Кольский залив - основа транспортного узла, главное звено перевалки нефти на экспорт. Только за последние три года ее поток увеличился с 6 миллионов до 20 миллионов тонн в год. На юг в Европу отсюда уходят ежегодно более 300 танкеров различного дедвейта. И число их будет возрастать с освоением западного берега залива, освоением Штокмановского и Приразломного месторождений. Необходимо усиливать меры по обеспечению экологической и навигационной безопасности движения. Основная опасность - брошенные на территории Кольского залива суда, которых с каждым днем становится все больше.
   Чем активнее движение, тем больше вероятности аварий из-за брошенных судов, гниющих на дне залива.
   По данным экологов на территории Кольского залива сейчас находятся 260 брошенных судов, 70% из которых принадлежат военным. Мало того из многих до сих пор не выгружено топливо. До 300 тонн нефтяных отходов может в любую минуту попасть в воду.
   Для того, чтобы поднять со дна хотя бы часть судов, нужны сотни миллионов рублей. Металл, снятый с поднятых кораблей, может окупить операцию лишь на 30%. Охотники за цветными металлами и бывшие владельцы успели большую часть сдать в пункты приема. На решение экологических проблем Мурманской области в местном бюджете заложено лишь 20 миллионов рублей, в 15 раз меньше, чем, например, у соседей в Архангельской области. Да, и Кольский залив – федеральная зона ответственности. Местные власти вынуждены постоянно обращаться в Москву, последняя депеша с предложениями ушла в августе. Ответа нет.
   Решили действовать собственными силами, поднять в будущем году хотя бы одно, наиболее опасное из брошенных судов.
   Председатель Мурманского областного комитета по природопользованию и охране окружающей среды Николай Бичук рассказал: «Мы заложили деньги на подъем судна, лежащее в устье Лавны, на нем 350 тонн горюче–смазочных материалов».
   Работы по очистке Кольского залива от мусора и металлолома планируется включить в региональную целевую программу на 2006–2008 год. Кроме того, необходимо решить вопрос по взиманию платы за загрязнение окружающей среды с владельцев судов и плавучих средств, выведенных из эксплуатации. По предварительным подсчетам, если тонна металла будет оценена в 300 рублей, общих доход в бюджет составит около 30 миллионов рублей.