12.11.2005 Рынок экологических продуктов в РФ может быть сформирован в ближайшие два года Рынок экологических продуктов в России может быть сформирован в ближайшие два года, считают эксперты агентства маркетинговых коммуникаций CVS Consulting. По их мнению, одним из условий создания такого рынка является объединение производителей и выстраивание бизнеса на всех стадиях производства и оборота экологических продуктов. Кроме того, необходимо создать законодательную базу, устанавливающую правила деятельности для компаний. Опрос производителей, произведенный агентством, показал, что, продвигая свою продукцию как экологическую, компании сами до конца не определились с понятием "экологически чистый продукт". В частности, 75% респондентов считают, что производят экологические продукты питания, лишь 5% считают, что это не так. При этом в качестве критерия отличия экологических продуктов от обычных лишь 35% опрошенных компаний назвали наличие соответствующих сертификатов. Кроме того, около 20% респондентов используют маркировку "экологически чистый продукт", несмотря на то, что этот термин запрещен к употреблению в качестве маркировки продукции в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. По словам управляющего партнера агентства CVC Consulting Михаила Мищенко, около 30% российских компаний - производителей пищевых продуктов готовы инвестировать дополнительные средства в экологическое производство, несмотря на то, что на данный момент рынок экологических продуктов отсутствует. По его мнению, с развитием нормативно-правовой базы стоит также ожидать притока и западных инвестиций, в основном европейских, поскольку Россия интересна зарубежным инвесторам как источник сырья и рынок сбыта. Это связано с тем, что рынок organic в Европе уже относительно насыщен, и почти все территории имеют экологические сертификаты. Участники рынка также оптимистично смотрят на развитие рынка экологических продуктов в России. В частности, заместитель председателя совета директоров ОАО "Русское молоко" Василий Ходов считает, что темпы роста рынка экопродуктов при условии создания правовой базы могут составить не менее 30% в год, а в ближайшие 2-3 года - 1,5-2% от общего объема рынка продуктов питания в России. "Это достаточная доля рынка, особенно если учесть, что данная продукция займет нишу премиальных продуктов, целевыми потребителями которых являются жители крупных городов с достатком выше среднего", - отметил В.Ходов. Российский потребитель также готов к потреблению экологически чистых продуктов, что подтверждают исследования компании КОМКОН. Так, за последние 5 лет число жителей России, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%, при этом доля таких потребителей в Москве увеличилась на 29%. Рынок экологической продукции является довольно узким, но быстрорастущим сектором экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Международной федерации движений за экологическое сельское хозяйство (IFOAM), объем продаж экопродуктов на международном рынке в настоящее время оценивается экспертами в 25 млрд долл., а общая площадь сельскохозяйственных угодий в мире, на которой ведется контролируемое и сертифицированное экологическое агропроизводство, составляет более 25 млн га. |