08.11.2005 Для улучшения окружающей среды потребуется 3-5% расходов городского бюджета Из бюджета Москвы на экологические мероприятия выделяется больше средств, чем из федерального бюджета на финансирование всех субъектов РФ. С таким заявлением депутат Мосгордумы Вера Степаненко (фракция «Единая Россия») выступила на круглом столе «Экологическая доктрина Москвы – азиатский или европейский путь?». В целом экспертное сообщество положительно оценивает появление Экологической доктрины Москвы, но вместе с тем выявило ряд ее недостатков. Это стало темой обсуждения в ИА «Росбалт» на круглом столе на тему «Экологическая доктрина Москвы – азиатский или европейский путь?». Как известно, в конце октября 2005 г. Экологическая доктрина г. Москвы была принята на заседании правительства города. Ранее проект документа был опубликован, чтобы жители столицы смогли с ним ознакомиться, внести свои предложения и замечания. Для участия в круглом столе были приглашены разработчики доктрины и эксперты-экологи, которые оценили документ в его окончательном виде. Председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко напомнила, что доктрина определяет цели, задачи и принципы создания в городе системы экологической безопасности, а также направления экологической политики в Москве до 2010 года. По словам депутата, это не первый документ экологической направленности, принятый в столице: вначале была принята Концепция экологической безопасности (в 1999 году), затем Среднесрочная экологическая программа г.Москвы на 2003-2005 гг. В.Степаненко заметила, что в 2002 г. Правительством РФ была одобрена Экологическая доктрина РФ, но реализация её была затруднена последующими федеральными законодательными актами. «Принятые федеральные законы - Водный и Лесной кодексы РФ, ФЗ № 122 ограничили возможности регионов проводить свою экологическую политику», - сказала она и заметила, что из бюджета Москвы на экологические мероприятия выделяется больше средств, чем из федерального бюджета на финансирование всех субъектов РФ. «В этой ситуации, независимо от того, есть ли общая политика государства, Москва попыталась сформировать собственную экологическую доктрину, исходя из европейских принципов», - подчеркнула депутат. По её словам, за последние 4 года в городских законах принципы, заложенные в европейском праве, позволяющие доказывать и решать вопросы в судах, применялись. Она также сообщила, что в доктрине содержатся целевые показатели качества компонентов окружающей среды, экологические ограничения по сферам хозяйственной и иной деятельности. В ней также указаны основные мероприятия по реализации доктрины: обеспечение рационального водопользования и защиты водных объектов от загрязнения, управление отходами производства и потребления; управление озелененными территориями, экология жилища, обеспечение высокого качества продуктов питания и др. В.Степаненко отметила, что в рамках развития Экологической доктрины г.Москвы будет принята городская целевая программа и определено её финансирование. По мнению вице-президента Российского Зеленого Креста Александра Чумакова, появление доктрины внушает оптимизм, так как в документе подробно рассмотрены многие стороны жизни столицы, дан набор целей и задач, предложен перечень мероприятий по выполнению заявленных целей. Важно, что экспертизе и нормированию (показателей качества окружающей среды) отведен отдельный, достаточно глубоко проработанный раздел, сказал А.Чумаков. Среди недостатков он назвал несогласованность московской доктрины с положениями Экологической доктрины РФ, отсутствие четкой стратегии развития города. По его словам, нет ответа на главный вопрос: «Мы за дальнейшую урбанизацию, формирование оторванной от природы городской среды или за деурбанизацию?». По мнению эксперта, в доктрине также нет ответа на другой вопрос: как будет взаимодействовать Москва с Московской областью, отсутствуют обоснования экономического обеспечения того, что предлагается сделать. Член-корреспондент РАН, член Центра экологической политики России Алексей Яблоков в своем выступлении отметил, что Экологическая доктрина РФ была одобрена распоряжением Правительства РФ 31 августа 2002г., но после этого было сделано очень мало. По его словам, принятие доктрины в Москве, также, как и в Кемеровской области, Республике Саха (Якутия) – это шаг вперед, но столица из всех регионов выделяется тем, что на решение экологических проблем тратит 2% бюджетных средств. В то же время, считает А.Яблоков, этого достаточно только для стабилизации экологической ситуации в городе, а для значительного улучшения состояния окружающей среды потребуется 3-5% расходов бюджета - так принято во всем мире. Он заметил, что в доктрине не отражены несколько важных проблем, в частности, нахождения диких и домашних животных в городе, несоразмерное потребление воды и т.д. По мнению заведующего отделом санитарно-химической и микробиологической безопасноcти ГНЦ РФ Института медико-биологических проблем РАН Вячеслава Ильина, в доктрине отсутствует концепция утилизации бытовых отходов (не поставлена задача снижения массы пищевых отходов и их дальнейшей переработки), не определены направления развития отдельных видов транспорта (электротранспорт, трамвай). В завершении заседания круглого стола Вера Степаненко поблагодарила коллег-экологов за интересные предложения, которые, по её словам, будут учтены в городской целевой программе на ближайшие годы. По её словам, для того, чтобы этот документ (доктрина) и городские экологические программы заработали, необходимо, чтобы все жители столицы, в том числе и чиновники, осознали важность решения этих проблем. Опросы москвичей показывают, что немногие из них надеются, что после принятия доктрины ситуация с состоянием окружающей среды в городе улучшится, продолжила она. По мнению депутата, причина - в отсутствии личной ответственности горожан, тогда как вопросы экологической безопасности города могут решаться только каждым москвичом. В.Степаненко сообщила о том, что депутаты Московской городской думы выступят с законодательной инициативой Федерального закона «Об экологической безопасности г.Москвы». «Закон сможет решить вопросы разграничения федеральной и московской собственности на лесные массивы, водные объекты, определит полномочия Москвы и Московской области, поскольку решать проблемы экологической безопасности в пределах только российской столицы невозможно», - сказала в заключение председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике. |