15.10.2005  На территории Литвы находятся объекты, угрожающие экологии Балтийского моря

   Заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков 14 октября 2005 года провел совещание по итогам рабочей поездки российских экспертов на объекты транспортного и нефтегазового комплекса Литовской Республики.
   В ходе поездки, состоявшейся 28-29 сентября 2005 года, российские эксперты посетили, в частности, Клайпедский государственный морской порт, нефтяные терминалы "Клайпедос Нафта" (г. Клайпеда) и "Мажейкяй Нафта" (г. Бутинге) в целях ознакомления с уровнем их экологической безопасности.
   Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-службе Министерства природных ресурсов России, в состав делегации Российской Федерации вошли представители МПР России, Ростехнадзора, Минтранса России, НК "ЛУКОЙЛ", Гринпис России. Визит состоялся в рамках российско-литовского соглашения по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Ранее, в 2004 и 2005 гг. состоялись аналогичные посещения литовскими экспертами российских промышленных объектов, в частности, нефтяного терминала и морской ледостойкой стационарной платформы "Д-6" на территории Калининградской области.
   В ходе совещания представители МПР России, участвовавшие в инспекции литовских предприятий, доложили о результатах обследования. Характеризуя комплекс природоохранных мероприятий в Клайпедском государственном морском порту (КГМП), они отметили, что в целом администрацией порта уделяется большое внимание повышению безопасности мореплавания в районе объекта. В частности, реконструированы входные молы, что позволило защитить нефтеналивные причалы от воздействия северо-западных ветров, обеспечить безопасную стоянку танкеров у причалов при скорости ветра до 25 м/с. Кроме того, увеличены проходные глубины в Морском канале и у причалов северной части порта до 14,5 м.
   В ходе обследования нефтяного терминала АО "Клайпедос Нафта" российские специалисты установили, что терминал не проводит мониторинга окружающей среды, кроме собственной территории, т.к. на акватории порта за это отвечает Клайпедский порт, а на территории города - Департамент охраны окружающей среды Клайпедского региона.
   Терминал имеет собственное оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти: 500 м бонов, которые, однако, не выставляются вокруг танкера при каждой погрузо-разгрузочной операции. Работы по ликвидации разливов производятся только силами аварийного подразделения Дирекции Морского порта.
   В ходе посещения нефтяного терминала АО "Клайпедос Нафта" установлено, что на объекте не применяется система "неспециальных портовых сборов", т.е. суда оплачивают услуги по сдаче нефтесодержащих вод напрямую терминалу. Очистные сооружения производят очистку стоков до концентрации 0,3 мг/л - по нефтепродуктам и 20 мг/л - по взвешенным веществам. Сброс производится на глубине 14 м в Морской канал.
   Российские эксперты ознакомились с комплексом природоохранных мероприятий на Нефтяном терминале АО "Мажейкяй Нафта". Они отметили, что терминал не принимает судовых отходов с обслуживаемых танкеров. При этом обязательным условием приема танкеров является ограничение накопленных на них отходов на момент начала погрузки - 25% от объема сборных контейнеров. По мнению экспертов, такая практика может приводить к несанкционированным сбросам балластных вод судами до прибытия к терминалу.
   В.Степанков отметил, что все предприятия, на которых побывали российские эксперты, являются объектами потенциальной угрозы загрязнения Балтийского моря. Вопросы, связанные с предотвращением аварий на этих объектах, должны быть под постоянным вниманием смешанной российско-литовской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.
   По итогам заседания заместитель министра попросил подготовить запросы литовской стороне относительно предоставления материалов оценки риска нефтяных разливов на терминалах АО "Клайпедос Нафта" и АО "Мажейкяй Нафта", данных об авариях на терминале за 1999-2005 годов, исследований донных отложений на содержание нефтепродуктов, результатах экологического мониторинга состояния окружающей среды в районе порта и терминалов, в том числе в отношении вселения новых видов биоты, переносимых судами с балластными водами.
   Кроме того, В.Степанков поручил инициировать анализ проектных решений по экологической и технологической безопасности терминала АО "Мажейкяй Нафта" на соответствие международным стандартам.