01.09.2005  Москва: свалка о двух концах

   В последние пять лет "мусорный" рынок в России, можно сказать, расцвел, в столице и других мегаполисах появилась масса фирм и фирмочек, которые взяли на себя вывоз и утилизацию отходов. Однако "мусорная" проблема все больше обостряется.
   Самое заметное событие последних лет в российской "мусорной" отрасли - попытка организовать раздельный сбор отходов в Москве. В таких странах, как Испания, Германия, США, Франция, подобную практику начали вводить в обиход уже давно, правда с разной степенью успеха. Во дворе дома ставят три мусорных контейнера разного цвета. В один собирается органика, пищевые отходы, в другой - стекло, дерево и металл, в третий - бумага и пластмасса. А вообще ТБО (твердые бытовые отходы) делятся на три категории: вторичное сырье (35%), биоразлагаемые отходы (35%) и так называемые "хвосты", или неперерабатываемые отходы (30%).
   Смысл раздельного сбора понятен. Прежде всего он избавляет профильные городские службы или частные компании от трат на организацию сортировки мусора. Кроме того, производить этот разбор непосредственно на свалке или на специализированном предприятии - плохое решение, поскольку потребительские качества вторсырья (макулатуры, к примеру) после транспортировки в мусоровозе ухудшаются. Если та же макулатура чистая, не испорченная какими-то пищевыми отходами, то она стоит 4000 руб. за тонну. А если проедет 40 км вместе с прочим мусором, то подешевеет до 1600-2000 руб. Очевидно, что выгоднее продавать чистое вторсырье.
   Программа раздельного сбора мусора в Москве была запущена два года назад в 35 районах Южного округа. Считается, однако, что нужно лет пятнадцать для того, чтобы население прониклось идеей раздельного сбора, просвещать людей нужно со школьной скамьи. Опять же, реализация этой идеи тормозится наличием в домах москвичей мусоропроводов, которым едино, какой мусор принимать.
   Так или иначе, достаточно заглянуть в любой мусорный контейнер в Южном округе, чтобы понять, что программа буксует. Заметим здесь, что обычно такие эксперименты в первую очередь интересуют участников с точки зрения дополнительного бюджетного финансирования.
   Конечно, какая-то позитивная официальная статистика по итогам эксперимента есть - в прошлом году, к примеру, по данным столичной мэрии, "раздельно" было собрано 14 тыс. тонн ТБО. Для сравнения: по официальным данным Москва в прошлом году породила 21 млн тонн мусора, в том числе ТБО - 4 млн тонн, а строительных отходов - 11 млн тонн.
   Однако даже если сознательные граждане разложат свои отходы по разным кучкам, все равно в городе нет службы, которая была бы способна их раздельно утилизовать. Так что все "селективные" отходы будут, скорее всего, свалены в одну кучу и свезены на свалку. И никакая сознательность жильцов или материальная заинтересованность дворников, которым может быть предложено заняться сортировкой мусора, здесь не помогут.
   Кстати, экономическая мотивация населения может быть разной. Например, Германия продемонстрировала здесь подход, противоположный российскому, - там граждан, уклоняющихся от сортировки своего мусора, штрафуют (до 100).
   Следующим звеном в цепочке сбора и утилизации мусора являются перевозчики, которые доставляют его на сортировку или полигон (свалку). Этот бизнес с некоторых пор стал привлекательным, и в Москве зарегистрировано уже около сотни фирм, оказывающих подобные услуги. Емкость московского рынка транспортировки ТБО оценивается специалистами примерно в 20 млрд руб.
   Компания "Мехуборка", годовой оборот которой сейчас составляет 13 млн руб., открыла свой бизнес в 1998 году и имела тогда на своем балансе лишь один восьмикубовый "мусорный" ЗИЛ. Сейчас в парке "Мехуборки" десятки машин. Константин Жаркевич оценивает рентабельность своего бизнеса где-то в 30% - такой показатель позволил его компании вырасти за семь лет до заметных размеров.
   Между тем количество мелких операторов рынка, которые гоняют по Москве на одном-единственном мусоровозе и берутся вывозить все что угодно, в том числе снег и грунт, с каждым годом растет.
   Перед тем как попасть на свалку, значительная часть мусора подвергается стихийной сортировке. Первичная обработка происходит еще в мусорных баках - малообеспеченные граждане, бомжи берут себе все ценное, что там есть: алюминиевые банки, пивные бутылки, макулатуру (выброшенные за ненадобностью, но вполне пригодные для эксплуатации предметы быта - отдельная история). Полиэтилен, пластик, металл, текстиль обычно "добираются" уже на самом полигоне теми же бомжами.
   Так как приемщики платят за вторсырье гроши (к примеру, 50 коп. за 1 кг макулатуры, 20 коп. за стандартную бутылку, 10 коп. за алюминиевую банку), никто, кроме деклассированных элементов, собирательством заниматься не будет. Заметим здесь, что во многих западных странах стоимость упаковки высока настолько, что собирать и сдавать ее продавцу или производителю зачастую не брезгуют даже вполне обеспеченные граждане. (Изменить ситуацию на российском рынке вторсырья и оздоровить экологическую обстановку в мегаполисах мог бы закон "Об упаковке", но он до сих пор не принят, хотя и обсуждается уже не первый год.) Между тем еще во времена СССР бутылки стоили дороже разлитого в них молока или лимонада, то есть ничего принципиально нового для нас тут нет. Бутылка как бы отдается продавцом или производителем покупателю в залог.
   Прибыльным бизнесом можно назвать производство оборудования для механической сортировки отходов. Оборудование - это различные транспортеры, дробилки, сепараторы черных и цветных металлов, линии брикетирования отходов.
   Завод "Станкоагрегат" обратился к этой теме всего несколько лет назад, но уже сейчас доля сортировочной продукции в общем объеме его производства составляет около 40%. В прошлом году предприятие продало такого оборудования на 37 млн руб. В нынешнем, по данным замгендиректора по производству ОАО "Станкоагрегат" Геннадия Овакимьяна, объем производства сортировочных линий должен вырасти до 120 млн руб. Вместе с тем поток заказов уже в обозримом будущем может сократиться, поскольку большая часть состоятельных и деятельных муниципий уже закупила механизмы для сортировки мусора.
   Интересно, что, к примеру, в Финляндии компания, работающая в "мусорной" сфере, подобная тому же "Станкоагрегату", может при желании получить кредитную линию в госбанке в рамках национальной экологической программы. Такое предприятие может рассчитывать на беспроцентную ссуду сроком до 15 лет на сумму до ?1 млн. В России подобных программ пока нет, и их разработкой никто не занимается.
   Другой вид сопутствующего бизнеса в сфере утилизации мусора - переработка отходов в плодородный грунт. Дерево, органические, некоторые строительные отходы измельчаются, приводятся в состояние однородной массы, а в нее добавляются удобрения. Понятно, что для "пищевого" растениеводства такая земля не годится, поскольку содержащиеся в ней вредные вещества могут попасть в конечные продукты. Но эту почву вполне можно использовать для посадки деревьев, разбивки газонов в городе. А еще "мусорным" грунтом можно засыпать выработавшие свой ресурс свалки (специалисты называют такие конструкции "скифскими курганами").
   Технических проблем с переработкой мусора в почву нет никаких (подобные технологии используются во многих странах Европы). Но закупать этот гумус пока никто не спешит. Природоохранное ведомство, куда не так давно отошло лесное хозяйство, не может этого делать по финансовым соображениям, а муниципии предпочитают завозить для посадки растений обычную почву, которая стоит не намного дороже, чем искусственная.
   Переработка отходов в плодородный грунт - это последняя стадия их утилизации, поскольку в грунт перерабатывается то, что уже нигде не может быть использовано. Впрочем, такие отходы можно и на полигон вывезти. Однако существующие полигоны не резиновые, а новые в Подмосковье не открываются. А то, что все-таки открывается, имеет полулегальный статус. Обычно такие свалки занимаются демпингом. Стоимость услуг полигонов составляет от 250 до 700 руб. за стандартную 8-кубовую машину. Причем около 30% доходов они получают за счет сортировки мусора и продажи вторсырья.
   В большинстве случаев подмосковные полигоны - это глубокие карьеры, куда свозятся отходы как из Москвы, так и из близлежащих городов. Захоронение отходов производится так - их трамбуют бульдозерами, а затем засыпают небольшим слоем грунта. Общая площадь под полигонами в Московской области - более 830 га.
   Самые большие свалки - "Тимохово" и в Саларьево, принадлежащая ГУП "Промотходы". Также достойны упоминания полигоны "Хметьево", "Дмитровский" и "Икша", куда вывозит бытовые отходы ГУП "Экотехпром".
   Большинство свалок уже давно не соответствуют даже минимальным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Из-за высокой стоимости арендной платы в Подмосковье, из-за того, что местные власти часто требуют бесплатного или почти бесплатного обслуживания "своих" предприятий, полигоны зачастую работают "в черную" и пытаются избавиться от любых "лишних" затрат, в том числе пренебрегают необходимыми санитарно-эпидемиологическими мероприятиями. Почти все они превратились в экологически опасные объекты, хотя бы потому, что гниющие отходы выделяют угарный газ и метан. Не говоря уже о том, что свалки - это рай для грызунов и насекомых, переносчиков разнообразной заразы. Возведение мусоросжигательных заводов проблемы с мусором, к сожалению, не решает.
   Московские мусоросжигающие заводы работают на газе, и на выходе остается зола - по весу до 20% от сжигаемых отходов. Для ее захоронения все равно нужны полигоны, к тому же в ней сохраняются и токсины, и радиация. Известны и негативные последствия сжигания мусора, содержащего влажные пищевые отходы,- такие вообще было бы лучше не сжигать, а делать из них компост. Но для этого, опять же, нужна предварительная сортировка.
   И даже если подмосковные мусоросжигающие заводы заработают на всю свою запланированную мощь, полностью проблемы утилизации отходов это не решит, все-таки 1,2 млн тонн сожженного мусора - это всего лишь 5% общего его количества.
   Необходимость стройной и действенной государственной политики в области утилизации отходов сегодня совершенно очевидна. Нужна программа с обозначенными источниками финансирования. Но главное тут - политическая воля, поскольку разработать и реализовать "мусорную" стратегию сравнительно несложно: изобретать велосипед ни к чему, достаточно просто использовать то, что уже давно и, как правило, успешно работает на Западе.