01.09.2005  Законодательство по охране окружающей среды в Москве станет более действенным

   За последние годы в столице произошло немало видимых положительных сдвигов в экологической ситуации. Современная экологическая политика Москвы жестко увязана с градостроительным развитием.
   С этой целью реализуется Концепция экологической безопасности города, принятая более пяти лет назад. Также в городе действует целый ряд принципиальных программ. Москва в рамках предоставленных ей, как субъекту Федерации, прав устанавливает собственные "правила игры", не желая мириться с федеральной "игрой без правил". Принятие собственных законов охватывает все природные компоненты: воздух, воду, почву, зеленые насаждения, устанавливает контроль за деятельностью предприятий.
   Как рассказал на пресс-конференции 27 октября министр Правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Арнольдович Бочин, неделю назад был принят закон "Об экологическом мониторинге". Документом закреплены требования об обязательном использовании данных экологического мониторинга при планировании хозяйственной деятельности, при территориальном градостроительном планировании, при разработке целевых природоохранных программ, при организации рекреационных зон и озелененных территорий, для установления видов территорий в зависимости от их экологического состояния, при расчете причиненного окружающей природной среде вреда.
   Прошел первое чтение в Мосгордуме и проект закона "О комплексе природных и озелененных территорий". В федеральном законодательстве фактически отсутствуют нормы, регулирующие вопросы функционирования природных и озелененных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий. Департамент стремится придать природным и озелененным территориям особый статус, который позволил бы защищать их.
   Москва предпринимает определенные шаги и по изменению федерального законодательства. Готовится проект федерального закона, предусматривающий увеличение штрафных санкций за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, предусмотренные главой 8 АК РФ. Подготовлены серьезные поправки в УК РФ. Разработан проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".
   По словам руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды, низкие размеры административных штрафов ныне не позволяют эффективно осуществлять охрану окружающей среды от негативных воздействий. Предупреждение совершения новых правонарушений также не достигается, поскольку нарушителю выгодно время от времени платить мизерный штраф. С принятием новых законодательных инициатив эффективнее будут работать предупредительные функции, а также возрастут поступления в бюджет.
   С вступлением в действие новых размеров административных штрафов нарушителям природоохранного законодательства уже не придется жить спокойно. Наглядный пример тому – установленные повышенные (200 тысяч рублей) штрафы за реализацию экологически некачественного топлива, которые стали применяться Москвой с июня нынешнего года. За это время было отобрано около 180 проб моторного топлива. Из направленных на исследование в лаборатории 167 проб соответствуют установленным экологическим нормативам, 8 - не соответствуют. По пяти АЗС оформлены административные штрафы на общую сумму 1 млн. рублей, по четырем из них ведется судебное разбирательство, по одной АЗС срок добровольной оплаты штрафа не наступил. Л.А.Бочин отметил, что поскольку штраф составляет значительную сумму, то все эти постановления обжалованы нарушителями в судах. Идут судебные тяжбы. По первому из таких дел пройдены две инстанции, и суд подтвердил законность действий Департамента.
   Отвечая на вопрос о ратификации Госдумой Российской Федерации Киотского протокола, он сказал, что документ коснется в первую очередь Москвы, поскольку столица является крупным промышленным центром России. Москве придется всерьез задуматься над тем, как в ближайшие годы при имеющихся показателях промышленного потенциала не увеличивать выбросы антропогенных веществ, как использовать такие технологии, которые позволят это сделать.
   Москва предлагает свой подход к организации контроля выбросов промышленных предприятий через создание системы прямых инструментальных измерений выбросов на промышленных предприятиях. Уже определены 82 наиболее крупных промышленных предприятия, где должны быть созданы такие системы, на 22 предприятиях начаты работы по проектированию. Л.А.Бочин отметил при этом, что Москва пошла по этому пути не в связи с Киотским протоколом, а решая задачу предотвращения несанкционированных выбросов.
   Министр сообщил, что в 2002 году взыскано штрафов за экологические правонарушения 21,3 млн. рублей, в 2003 году в Экофонд поступило 45,1 млн. рублей штрафов. В нынешнем году сумма значительно превысит прошлогоднюю, обещал он. Эти средства расходуются на реализацию городских программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.
   Применяя хорошо зарекомендовавшую себя европейскую практику, московские власти намерены привлекать к решению экологических проблем предпринимательские структуры, которые будут вносить взносы в специально учреждаемый благотворительный экологический фонд. Департамент рассчитывает, что эти средства станут основательным подспорьем в финансировании конкретных экологических проектов с ясным осязаемым результатом. К таковым, в частности, относятся программы реабилитации малых рек (их 140) и замкнутых водных объектов (360) на территории города, воссоздания популяции исчезающих видов птиц, животных, млекопитающих. Готовятся к реализации программы зеленых насаждений, разработки новых видов альтернативных источников энергии, оздоровления почв, контроля за моторным топливом, за изменениями в атмосфере города, за поверхностными водами, состоянием почв. Отдельная серьезная программа связана с ролью СМИ, усилением фактора экологического просвещения населения. "Без вовлечения населения в процесс экологического оздоровления города наши усилия будут бессмысленными. Опыт наших зарубежных коллег говорит, что решение проблем возможно только когда в решении задач власти объединяют усилия с населением, просвещенным в экологическом плане", - заключил министр.