24.08.2005  Предприниматели, которые используют экологически безопасные технологии, смогут получить налоговые льготы

   
   Министерство природных ресурсов собирается ввести в России экологический налог.
   Экологический налог предусмотрен концепцией экологического кодекса, которую сейчас разрабатывает министерство.
   Сегодня экологический налог действует во всех развитых странах. В России специальный закон, который должен был закрепить существование экологического налога, так и не вышел. Теперь налог решили реанимировать. До конца 2005 года концепция будет внесена в правительство.
   О том, какие перемены ожидаются в экологическом законодательстве России, рассказал директор департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР Александр Ишков.
   Как выяснилось, планируется ввести четыре вида экологического налога.
   Первый - это налог на производство нежелательной в экологическом смысле продукции либо на использование экологически вредных технологий производства. А те предприниматели, которые используют экологически безопасные технологии, наоборот, получат налоговые льготы. Таким образом, экологически вредные, но дешевые при производстве продукты станут дороже, чем экологически безопасные. Десять лет назад при помощи высокого экологического налога с европейских рынков был вытеснен бензин со свинцом.
   В России же его два года назад просто запретили.
   Второй вид экологического налога - налог на потребление вредной для окружающей среды продукции. Третий вид - таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукции. Четвертый - "залоговая стоимость": в цену продукции "забиваются" расходы на вторичную переработку изделия уже после его использования.
   Сейчас в России практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по защите окружающей среды. Экологический фонд ликвидирован, экологическое страхование почти не работает.
   Для каждого предприятия необходимо создать специальный депозитный счет, на который поступало бы 80 процентов экологического налога, который оно платит. Деньги с этого счета можно было бы использовать только на то, чтобы модернизировать производство, сделать его экологически безопасным, отметил Ишков.
   Сейчас специального экологического кодекса в России не существует и природу защищают по Закону "Об охране окружающей среды" и по административному кодексу. В них предусмотрены три метода экономического воздействия на производителей. Первый - плата за вредные выбросы. Эти средства раньше направлялись в Экологический фонд и тратились на природоохранные мероприятия. Но сейчас плата за вредные выбросы, по сути, потеряла весь свой смысл. В 2000 году Экологический фонд был ликвидирован, и средства стали уходить в бюджеты различных уровней.
   Кроме того, плата за вредные выбросы очень мала.
   Второй метод защиты окружающей среды, использующийся сегодня, рассказал Ишков, - административные штрафы, которые платят предприятия, допустившие в своей работе какие-то экологические нарушения. Третий метод - возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде. Но этот метод опять же применим только к нарушителям.
   Лучше будет, считает Александр Ишков, если законодатели поддержат концепцию экологического кодекса и решат использовать для защиты окружающей среды экономические методы, а административные будут применять только к нарушителям закона. Ведь экономические методы направлены прежде всего на то, чтобы людям стало невыгодно загрязнять окружающую среду.
   В МПР говорят, что в течение 2006 года министерство собирается плотно работать над этим документом. Впрочем, неплохо было бы перед принятием кодекса создать единый государственный орган, отвечающий за экологию. Сейчас функции защиты окружающей среды "разбросаны" по разным ведомствам, из-за чего снижается эффективность их работы.