13.07.2005 Проект ФЗ «Об общем техническом регламенте «Об экологической безопасности» подвергся жесткой критике экспертного сообщества Во вторник, 12 июля, в ТПП РФ состоялся «круглый стол» на тему «Обсуждение проекта технического регламента по экологической безопасности». В ходе заседания выступили директор Центра эколого-экономических исследований и информации при Министерстве природных ресурсов РФ Елена Лобанова, главный специалист Управления делами Ростехрегулирования Михаил Плющевский, главный эколог ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), доктор технических наук Валентина Чижикова и другие. Е. Лобанова ознакомила присутствовавших на круглом столе представителей министерств, ведомств, научных и общественных организаций, а также предприятий-природопользователей с содержанием проекта федерального закона "Об общем техническом регламенте "Об экологической безопасности". Она сообщила, что в настоящее время обсуждается вторая версия законопроекта, но разработчики проекта стремятся минимизировать количество версий. 28 июля текущего года должно состояться второе общественное слушание по данному законопроекту. Говоря об истории разработки законопроекта, Е. Лобанова отмектила, что принятие Федерального закона о техническом регулировании формирует процессуальным образом законодательство, основным субъектом права которого является бизнес и потребители. По ее словам, бизнес заинтересован в знании правил государственного контроля, а потребители – в осуществлении своих прав. Что касается требований экологической безопасности, то они, по мнению Е. Лобановой, адресованы субъектам экологической деятельности. В связи с этим разработчики регламента рассматривают экологическую безопасность экономической деятельности как систему мер и мероприятий, направленных на минимизацию риска нанесения вреда окружающей среде. Исходя из такого определения, был сформирован перечень необходимых требований, вошедших в проект технического регламента. Е. Лобанова сообщила, что данный законопроект отличается от обычных законопроектов и по форме, и по содержанию. Она уточнила, что в настоящее время разрабатывается большое количество общих и специальных регламентов по заказу Министерства промышленности и энергетики, которые находятся в разной степени готовности. Но при этом, по ее словам, не существует ни одного регламента, который мог бы служить эталоном для подражания. Данный законопроект содержит необходимые разделы, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании». В качестве объекта регулирования в нем выступают подавляющее количество видов деятельности, связанной с производством любой продукции и добычей полезных ископаемых, а также с хранением и транспортировкой некоторых видов продукции. Е. Лобанова уточнила, что намечаемая или планируемая деятельность также является объектом регулирования. В качестве главой задачи регламента «Об экологической безопасности» она обозначила установление требований, выполнение которых приводит к смягчению негативных экологических последствий деятельности объекта экономической деятельности, причем как в штатном режиме, так и в результате аварийных ситуаций. В свою очередь М. Плющевский выразил мнение, которое в той или иной форме разделили все участники: данный законопроект является сырым и недоработанным. Прежде всего, он подверг критике положение об обязательной сертификации, отметив, что в ряде случаев этот аспект должен регулировать рынок. Главный специалист Управления делами Ростехрегулирования отметил, что регламент «Об экологической безопасности» больше похож на регламент об экологической безопасности хозяйственной деятельности. «В целом он не учитывает федеральное законодательство, которое включает в себя и 5 кодексов, и Экологическую доктрину, и Конституцию, - подытожил он. – Нет связи с тем, что уже существует». Большие сомнения у М. Плющевского вызвала используемая в законопроекте терминология, не учтены уже существующие нормативные стандарты. Например, термин «утилизация» необходимо заменить «ликвидацией». Кроме того, он отметил, что разработчики не учли содержание экологических директив ЕС. Говоря в этой связи о вступлении России в ВТО, главный специалист Управления делами Ростехрегулирования сообщил, что из-за приведения в соответствие экологических стандартов будут обанкрочены 70% крупных предприятий и 80% малых. «Законопроект нельзя принимать», - резюмировал он. В качестве мер по разрешению сложившейся ситуации он предложил дополнить проект на базе директив ЕС или создать новый законопроект «с нуля», но вначале необходимо разработать внятную концепцию. По его словам, рзработка второго варианта займет около полугода. В свою очередь представитель компании «Газпром» отметил, что выступает против подготовленной Комитетом ТТП РФ по природопользованию и экологии резолюции. «Необходимо вернуться к концепции – выработать понимание, зачем нужен этот регламент», - заявил он. Представитель «Газпрома» также отметил, что все, что написано в законопроекте, уже есть в действующем законодательстве за исключением небольших модификаций. Главный эколог ОАО НЛМК, доктор технических наук Валентина Чижикова в своем выступлении сделала акцент на том, что "законопроект пропитан запретительным духом", что, по ее мнению, направлено отнюдь не на стимулирование бизнеса. «Если закрыть предприятия, то это пойдет на пользу экологии», - иронично отметила она. - Основные требования – это ограничения. Это запретительный технический регламент». В. Чижикова указала на то, что в законопроекте есть отсылки на документы, которые еще не приняты. «Данный законопроект содержит реальные риски для прекращения хозяйственной деятельности», - подытожила она. Представители профильного комитета ТПП в заключительном слове отметили, что, исходя из того, что замечаний, изложенных в письменном виде, оказалось в три раза больше по объему, чем весь законопроект, подготовленная заранее резолюции не будет принята. Учитывая тот факт, что документ нуждается в кардинальных изменениях, было принято решение, носящее рекомендательный характер, и направить его в Минпромэнерго и Правительство РФ. Кроме того, была создана рабочая группа из представителей профильного Комитета ТПП РФ и других заинтересованных организаций, которая продолжит работу по обобщению замечаний. |