24.06.2005  Митволь намерен "лечить" железнодорожников Уголовным кодексом

   Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии Олег Митволь и представители экологических организаций России в четверг на пресс-конференции в Москве совместно обличали саботаж должностных лиц, ответственных за ликвидацию последствий разлива мазута на перегоне Зубцов-Аристово. Особенно досталось представителям ОАО "РЖД", действия которых, по мнению г-на Миволя, грубо попирали существующее законодательство.
   Имеющаяся на сегодняшний день информация подтверждает, что произошедшее под Ржевом - это экологическая катастрофа, у которой будут очень серьезные последствия. Авария произошло в 19 часов 08 минут 15 июня, а уже с утра следующего дня в районе катастрофы круглосуточно дежурили экологические инспектора, которые в круглосуточном режиме наблюдали за тем, как соблюдается природоохранное законодательство при ликвидации ее последствий. Хотя существуют доходчивые нормативы, которые регламентируют сроки и порядок действий при нефтяных авариях, оказалось, что они никого не интересовали. Более того, задача железнодорожников заключалась в прямо противоположном. Они старались максимально быстро восстановить движение поездов на аварийном участке, поэтому просто засыпали мазут песком прямо на насыпи.
   По словам Олега Митволя, инспектора департамента, прибывшие на место аварии, столкнулись с большими проблемами. Их действия, направленные на то, чтобы ввести ситуацию в правовое русло, встречали "непонимание" у ответственных лиц ОАО "РЖД". В частности, те отказывались подписывать составленные работниками департамента акты и предписания. Поставить же подписи их удавалось принудить только в присутствии милиции и прокурорских работников. Однако, когда те отлучались, ситуация повторялась.
   На сегодняшний день, хотя мониторинг экологической обстановки осуществляют несколько лабораторий, в том числе экологическая станция ОАО "РЖД", неясно, сколько конкретно отравы попало в реки и почву. По словам директора по программам «Гринпис России» Ивана Блокова, для этого потребуется провести дополнительные экспертизы. Но, по имеющимся прикидкам, ясно, что примерно 20-40 тонн из вылившегося объема оказались в воде Вазузы. Поэтому легкие фракции тяжелого мазута М-10 уже находятся в подземных водах Тверской области, остальное ждет своего часа, чтобы всплыть и отправиться вниз по течению. Поэтому, если не принять неотложных мер, то отравленной может оказаться очень большая площадь бассейна Волги.
   По словам Олега Митволя, авария произошла по вине железнодорожников, которые закупили все необходимые технические средства, однако «не мониторили пути должным образом». Поэтому в соответствии со ст. 77 "Закона об охране окружающей среды" ОАО "РЖД" "обязано возместить в полном объеме ущерб, нанесенный окружающей среде". По мнению чиновника, многие шаги железнодорожников подпадают под действия минимум двух статей Уголовного кодекса. В частности ст. 247 и ст. 293. Последняя предусматривает судебные последствия от 6 месяцев до года за проявленную должностным лицом халатность и ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Сейчас дело о катастрофе находится в прокуратуре. Олег Митволь пообещал, что, как только к нему поступят все материалы расследования, он обязательно подаст на виновных в суд.
   Он в частности добавил: "В моем положении уже трудно с кем-нибудь не ссориться. У нас есть законы в России, и их надо исполнять. Этот случай потрясает. Фирма, у которой имеются необходимые для ликвидации загрязнения реагенты, сама обратилась в "РЖД" с предложением забрать бесплатно необходимый объем. Однако железнодорожники этого не сделали, решив, что будут их только закупать. В результате те реагенты, что у них имелись, оказались полностью бесполезны в сложившихся температурных условиях. Я удивляюсь, как они еще не посадили траву на месте аварии и не покрасили все в зеленый цвет. Такой цинизм лечится книгой о здоровье, которая называется УК. Там, кстати, есть еще и ст. 358 "Экоцид", которая за массовое уничтожение природных объектов предусматривает наказание сроком от 12 до 20 лет".
   По словам известного эколога и председателя недавно образованной партии "Союз зеленых России" Алексея Яблокова, первоначально работы на месте катастрофы не велись в круглосуточном режиме. Первые десять часов все спокойно наблюдали за тем, как мутные потоки попадают в текущие неподалеку Гостижу и Вазузу. Между тем, от того, как работы производятся на начальной стадии, зависит очень многое. Теперь же последствия этой аварии будут гораздо тяжелее, чем это могло бы быть, а их ликвидация обойдется гораздо дороже.
   В целом, эта катастрофа - характерный пример негативного воздействия на природу нефтегазового комплекса, который "угробил" уже 5% территории России, утверждает г-н Яблоков. По мнению экологов, материальный ущерб от загрязнения окружающей среды стремительно нарастает и уже сравним с получаемой от нефтянки прибылью.
   "В ближайшие годы катастрофы будут происходить гораздо чаще. Сейчас 32% нефтепроводов - старше двадцати лет, к 2010 году таких станет уже больше половины, так как сейчас в год ремонтируется не более 2% из имеющихся. Поэтому скоро все правительство может превратиться в сплошное МЧС", - резюмировал Яблоков.
   Ко всему сказанному Олег Митволь добавил, что "департаментом сейчас направлены в прокуратуру материалы о нарушениях, которые допущенны при проектировании нефтепровода в районе Байкала". Если экологические нарушения подтвердятся, то ветка нефтепровода пройдет гораздо дальше от байкальского берега.