29.03.2005  Россия: кто позаботится о море?

   Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2005 года № 288-р проведена очередная реорганизация природоохранных структур – ликвидированы спецморинспекции в структуре МПР. Правительство нисколько не озаботилось дальнейшей судьбой той сферы деятельности, которой занимались спецморинспекции, а также их специалистами. Как и большинство реформ Правительства, эта также проходит с потерями. В данном случае потерями специалистов, которые будут сокращены при передаче спецморинспекций в территориальные органы Росприроднадзора. WWF России считает, что необходимо сохранить Специализированные морские инспекции как самостоятельное структурное подразделение Росприроднадзора и разработать программу нормативно-методического обеспечения их деятельности в условиях все возрастающей антропогенной нагрузки на прибрежную зону российских море. В настоящее время в Российской Федерации из-за многочисленных реорганизаций госструктур сложилась весьма разрозненная система контроля соблюдения законодательства по охране окружающей природной среды, животного мира и водных биологических ресурсов. При этом число пользователей ресурсов и их среды обитания постоянно растет. Развиваются порты с обширными урбанизированными береговыми территориями и акваториями, подверженными антропогенному воздействию. Интенсифицируется разработка шельфа, возрастает объем морских перевозок углеводородов и других опасных грузов. Прибрежное рыболовство, помимо прямого изъятия биологических ресурсов, загрязняет окружающую природную среду бытовыми отходами и отходами промысла, потерянными орудиями лова, продолжающими губить водные организмы. Единственная структура, которая выполняет функции комплексного контроля законодательства по охране окружающей среды и животного мира на береговых территориях, ИЭЗ РФ и континентальном шельфе - специализированная морская инспекция. С момента создания специализированные морские инспекции уже успели накопить опыт по выявлению и пресечению нарушений законодательства по окружающей природной среде, континентальному шельфу и животному миру, освоили методологию оценки ущерба и накопили опыт ведения исков по взысканию ущерба в судах. Окажутся ли подразделения территориальных органов Росприроднадзора, к которым должны перейти функции контроля за охраной окружающей среды, животного и растительного мира в море, способны выполнять эти функции в условиях все возрастающей строительной активности в прибрежной зоне, роста морских перевозок нефти и газа и развивающегося прибрежного рыболовства? Не окажется ли их штат урезанным, возможности оперативной работы ограниченными, а способность отстаивать иски к нарушителям законодательства в суде сведенной до минимума? На эти вопросы пока нет ответов.