28.03.2005 Лесной кодекс «быстрого приготовления» передан в Госдуму Несмотря на высказывание Президента Владимира Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть … принято в результате широкой дискуссии с … экологическими движениями", реальной дискуссии по вопросам Лесного кодекса так и не было организовано, а большинство предложений общественных организаций так и остались без внимания разработчиков. В связи с этим в ближайшее время общественные экологические организации России планируют ряд выступлений, обращений и акций, направленных против поспешного принятия Госдумой нового Лесного кодекса. Об этом говорится в разосланном сегодня в СМИ сообщении Международного социально-экологического Союза. Проект Лесного кодекса уже был рассмотрен рядом региональных законодательных собраний. По информации Лесной кампании Международного социально-экологического союза, ранее отрицательные отзывы на проект нового Лесного кодекса уже дали законодатели Костромской, Иркутской областей, Красноярского края и других регионов. "Местным властям, населению, промышленникам нужен нормальный работающий лесной закон, а не полуфабрикат, - прокомментировал координатор Лесной кампании МСоЭС Владимир ЗАХАРОВ. - Интересно, прислушаются ли депутаты Госдумы к мнению своих коллег из регионов?" Государственная Дума планирует 22 апреля принять Лесной и Водный кодексы в первом чтении практически без обсуждения. Мало того, что эти два важнейших закона планируется рассмотреть за одно заседание - вместе с ними предполагается рассмотреть еще 11 различных законопроектов, не считая возможных внеплановых вопросов и законопроектов, рассматривающихся в третьем чтении. Одновременно с проектами этих двух важнейших кодексов планируется рассмотреть (на том же самом заседании, в течение одного дня) проекты федеральных законов: - "О концессионных соглашениях" (во втором чтении); - "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (во втором чтении); - "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (в первом чтении); - "О государственном регулировании, контроле и надзоре в сфере обеспечения безопасности полетов авиации и использования воздушного пространства РФ " (в первом чтении); - "О театре и театральной деятельности в РФ " (в первом чтении); - "О внесении изменения в статью 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" (в первом чтении), а также серию законопроектов, связанных с изменением налогового законодательства. Естественно, депутатам просто не хватит времени для детального обсуждения всех вопросов, связанных с Лесным кодексом. Поэтому противоречивый документ будет протащен через Думу ударными темпами. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Проект Лесного кодекса содержит концептуальные недостатки, и принимать его в таком виде нельзя. «24 марта в Санкт-Петербурге в Лесотехнической академии прошли слушания по проекту Лесного кодекса, организованные по инициативе депутата Госдумы Геннадия СЕЛЕЗНЕВА. Среди участников слушаний - представители лесной науки из Лесотехнической академии и СПб НИИ лесного хозяйства, представители лесного ведомства регионального уровня. Большинство докладчиков критиковали проект нового Лесного кодекса. Аргументы были разные, но почти все сошлись на том, что проект содержит концептуальные недостатки и принимать его в таком виде нельзя. В заключительном слове Г.Н.Селезнев сказал, что результаты этих слушаний носят рекомендательный характер, но он их обязательно донесет до депутатов и разработчиков кодекса». АРХАНГЕЛЬСК: Обслсобрание рекомендует Госдуме отклонить новый Лесной кодекс «Депутаты Архангельского областного Собрания, участвовавшие в обсуждении нового Лесного кодекса, предложили Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить при рассмотрении в первом чтении Лесной кодекс и направить его на доработку в правительство РФ с привлечением специалистов Министерства приходных ресурсов, представителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, научной общественности и неправительственных организаций. Среди основных претензий к новому Лесному кодексу: - в проекте нового Лесного кодекса субъекты Федерации лишены права пользования и распоряжения природными ресурсами; - лесные участки предоставляются в аренду только по результатам аукционов, что может привести к скупке участков спекулянтами, которые затем будут их передавать в субаренду. Кроме того, это фактически ликвидирует малый и средний бизнес; - из проекта Лесного кодекса исключены положения, позволяющие населению осуществлять лесопользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах (кроме заготовки гражданами дров). По мнению директора департамента ЛАК администрации Архангельской области Александра БУЛАТОВА, в проекте Лесного кодекса предусмотрена возможность ограничения пребывания граждан в лесах в тех случаях, когда оно несовместимо с целями лесопользования. Данная норма может привести к необоснованному ограничению доступа граждан в лес по инициативе любого лесопользователя. Проект Лесного кодекса перекладывает расходы по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней, по проведению лесоустройства на лесопользователей. Мировой и отечественный опыт показывает, что лесовосстановление может быть обеспечено только при участии государства. Все затраты по воспроизводству лесов отныне будут возложены на традиционных лесопользователей. В проекте Лесного кодекса отсутствуют положения, позволяющие осуществлять гражданами лесопользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине для строительства частных домов и хозяйственных построек. Не было ни одного выступающего, который бы сказал в поддержку проекта Лесного кодекса». КРАСНОЯРСК: по мнению экспертов, новый Лесной кодекс нуждается в доработке. «23 марта на комиссии Заксобрания Красноярского края по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности депутаты обсудили новую редакцию Лесного кодекса РФ. С докладом по этому вопросу выступил заместитель руководителя агентства лесного хозяйства по краю, Таймыру и Эвенкии Игорь ПИЛЮГИН. Он ознакомил депутатов с заключением экспертов по этому кодексу. "В целом, новый проект кодекса концептуально не противоречит старому, но несколько статей, по нашему мнению, необходимо поправить и дополнить", - отметил Пилюгин. В частности, эксперты считают, что проект нового Лесного кодекса РФ разработан без учета одного из важнейших положений Конституции - совместного ведения вопросами владения, пользования и распоряжения лесными ресурсами, поскольку в законопроекте не предусмотрено участие органов власти субъектов РФ в регулировании лесных отношений. Комиссия решила провести еще одно заседание 28 марта по вопросу Лесного и Водного кодексов РФ. До этого момента будет образована рабочая группа в составе Игоря Пилюгина и двух экспертов от комиссии для обобщения предложений и подготовки отзыва на проект Лесного кодекса. "Вполне возможно, что комиссия выйдет на сессию ЗС с общим мнением не поддерживать данный законопроект, а отправить его на доработку", - отметил Юрий ЗАХАРИНСКИЙ. ВОЛОГДА: Формирование лесного законодательства ведется хаотически. «По инициативе Общественной палаты Вологодской области прошли слушания по проекту Лесного кодекса, в которых приняли участие руководители и сотрудники региональных ведомств, имеющих отношение к лесу и природным ресурсам, представители научных и общественных организаций. В очередной раз было отмечено, что продолжается хаотическое реформирование лесного законодательства. Попытка изменить Лесной кодекс введением Федерального закона 122-ФЗ, изменение его в результате введения с 1 января 2005 года федерального закона 199-ФЗ и весь процесс разработки нового Лесного кодекса вносят серьезную дезорганизацию в работу лесной отрасли региона. Механизмы практической реализации многих уже принятых законодательных решений (в частности, передачи ответственности за тушение лесных пожаров, управления сельскими лесами на региональный уровень) остаются неясными, а потому эти решения пока не работают. Участники слушаний отметили, что принятие нового Лесного кодекса в предлагаемом варианте неизбежно приведет к переделу собственности и прав доступа к лесным ресурсам. По оценкам выступивших представителей областной администрации, не более 20-25% современных вологодских лесопользователей смогут выжить и сохранить права на лесную аренду в новых условиях, при тех правилах, которые предлагает ввести новый кодекс. А это, в свою очередь, приведет к тяжелейшим социальным проблемам, поскольку до трети населения области так или иначе зависит от леса и состояния лесного сектора. Вызывают опасения леса, которые в настоящее время относятся к 1 группе (выполняющим природоохранные, средозащитные, водорегулирующие и другие функции). Этим лесам в проекте нового кодекса (там они названы "защитными") посвящена отдельная глава. Участники слушаний отметили, что вся глава написана настолько неграмотно, что на практике ее принятие приведет к уничтожению статуса лесов первой группы. По результатам слушаний был принят текст обращения к Президенту Путину, Губернатору Вологодской области, депутатам Госдумы, Председателю Совета Федерации, депутатам областного Законодательного собрания, в котором говорится о необходимости внесения соответствующих изменений в проект Лесного кодекса и о нецелесообразности его принятия в целом. КОСТРОМА: Депутаты за отзыв проекта Лесного кодекса из Думы. «Костромская областная Дума постановила предложить Правительству РФ отозвать из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Лесного кодекса , как внесенный с нарушением Конституции и федерального законодательства, ущемляющий конституционные права и законные интересы граждан РФ. В обращении областных законодателей к Президенту В.В.Путину говорится, что анализ документов, проведенный с участием ученых, правоведов, представителей общественных объединений, выявил серьезные нарушения Конституции, ущемление законных прав и интересов граждан России. Статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 42 Основного закона России закрепляет права ее граждан на благоприятную окружающую среду, статья 55 запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако проект Лесного кодекса Российской Федерации, внесенный Правительством, грубо нарушает эти конституционные установления. Предлагаемым проектом ликвидируется участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в природоохранных мероприятиях, в осуществлении права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, что ущемляет их конституционные права и интересы. Проект кодекса направлен на уничтожение всей системы государственного управления ведения лесного хозяйства, лесопользования. Он направлен на разрушение стройной и действенной системы лесхозов, что неизбежно приведет к упадку в деле воспроизводства лесов. Ярким подтверждением этого являются положения пояснительной записки к проекту Лесного кодекса, в которой говорится: "Проект закона предусматривает изъятие из сферы ведения органов государственного управления функций ведения лесного хозяйства. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников". Вызывает удивление, что проекты кодифицированных актов природоохранного, экологического содержания были подготовлены в Министерстве экономического развития и торговли, а не Министерством природных ресурсов. Это привело к извращению концепций основ природопользования, заложенных в действующих Лесном и Водном кодексах, порождает проблемы экологической безопасности. Внесенные проекты содержат многочисленные противоречия, изобилуют массой отсылочных положений, несут ошибки юридико-технического характера. Все это побудило депутатов Костромской областной Думы обратиться к Президенту Путину, как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина с просьбой обязать Правительство Российской Федерации отозвать из Государственной Думы проект Лесного кодекса Российской Федерации и передать их на подготовку новых редакций в Министерство природных ресурсов Российской Федерации»... |