22.03.2005  Московские речки могут стать российскими

   На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике 21 марта был рассмотрен проект новой редакции Водного кодекса Российской Федерации, который поступил в городскую Думу из Государственной для получения отзыва, предложений и замечаний.
   Представлявший документ заместитель руководителя департамента земельных и имущественных отношений Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов, подчеркнул, что новая редакция Водного кодекса не меняет существующую правовую модель отношений к водным объектам. Основные новации касаются совершенствования механизма реализации бассейновых принципов управления водными объектами, включая создание бассейновых советов; установления государственной (федеральной) собственности на водные объекты, за исключением обособленных водных объектов (они могут принадлежать как Федерации, так и ее субъектам, а также находиться в муниципальной или частной собственности); формирования механизма платности водопользования в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов РФ.
   Наиболее «чувствительной», по мнению Всеволода Гаврилова частью проекта нового Кодекса является статья, посвященная водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам. Сейчас они устанавливаются «индивидуальным решением». Предлагается ввести общий порядок. Например, ширину водоохранных зон и прибрежных защитных полос за пределами территорий городов и других поселений устанавливать для рек, стариц и озер – от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период, для водохранилищ – от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период, но не ниже подпорного уровня водохранилища, для морей – от максимального уровня прилива. Для болот водоохранные зоны не устанавливать. А за пределами территорий поселений ширину водоохранных зон устанавливать для участков водотоков протяженностью от их истока до 10 км – 50 метров, от 10 до 50 км – 100 метров, от 50 до 100 км – 200 метров и т.д. Однако, Всеволод Гаврилов сообщил, что авторы законопроекта готовы рассматривать любые предложения по установке водоохранных зон, кроме отсылочных: это должны быть нормы прямого действия, так как режим регулирования деятельности должен быть «прозрачным».
   Между тем, много замечаний участников обсуждения вызвало отнесение водных объектов к собственности Российской Федерации. Это нововведение напрямую затрагивает интересы нашего города. В Москве протекает много рек и речушек, которые содержатся за счет городского бюджета, существует специальная программа по их реабилитации. Не являясь обособленными водными объектами, все они поменяют собственника, и неясно, как в этом случае будут финансироваться мероприятия по восстановлению рек и прилегающих к ним территорий. Помимо этого, члены экспертного совета при комиссии по экологической политике предлагали внести изменения в статью о нормировании допустимых воздействий на водные объекты, предусмотреть стратегию перехода от использования поверхностных к использованию подземных вод для питьевого водоснабжения, дополнить документ главой, регламентирующей отношения в случае возникновения новых водных объектов или исчезновения имеющихся, дать более четкую классификацию водных объектов, на которых распространяется действие данного Кодекса.
   На заседании было решено готовить проект постановления МГД об отзыве на проект новой редакции Водного кодекса РФ с учетом состоявшегося обсуждения, а в случае принятия его Государственной Думой в первом чтении – предлагать поправки в защиту интересов Москвы.