10.03.2005 Новый закон "О недрах" может ухудшить положение малого и среднего бизнеса Вчера, 9 марта, в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О проекте новой редакции закона РФ «О недрах». В них приняли участие члены СФ, депутаты ГД, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, представители РАН, научно-исследовательских организаций, общественных союзов и объединений и т.д. Слушания открыл председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он отметил, что вопрос о совершенствовании закона «О недрах» активно обсуждается в обществе. Работа над этим законом, по его словам, близится к логическому завершению. «Мы выходим на финишную прямую в работе над этим законом», - сказал он. С. Миронов заявил, что идеология закона начинала формироваться в то время, когда наблюдалась резкая централизация власти вокруг федерального центра. Осенью 2004 года, как подчеркнул С. Миронов, ситуация изменилась. «Сейчас губернаторы являются интегрированной частью президентской власти. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона», - сказал председатель СФ. Замминистра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин в своем выступлении рассказал о том, какие нововведения предполагается внести в новый закон. Он напомнил, что в настоящее время недропользование в России регулируется целым рядом законов, главным из которых является закон «О недрах». По его словам, в процессе применения закона были выявлены некоторые недостатки и пробелы. В частности, многочисленные инвестиционные риски и институциональные риски. А. Темкин сообщил, что в новой редакции закона «О недрах» предлагается сделать собственность на недра федеральной; ввести норму о том, что право пользования недрами может быть дано только гражданам или юридическим лицам РФ; конкурсный метод отбора на разведку и использование месторождения заменить на аукционный. Главные цели нововведений - сделать максимально прозрачными условия для бизнеса и обеспечить четкий контроль за использованием недр, подчеркнул А. Темкин. Участники слушаний отмечали, что необходимость принятия нового закона не вызывает сомнений. Однако предложенный Министерством природных ресурсов РФ вариант закона вызвал у аудитории некоторые сомнения. Так, Юрий Шафраник, председатель Высшего горного совета, председатель Совета «Союза нефтегазопромышленников России» считает, что одним законом невозможно урегулировать ситуацию в сфере недропользования. Он заявил, что новый закон «О недрах» следует принимать только вместе с изменениями в Налоговый кодекс РФ, в частности, касающимися введения дифференцированной ставки НДПИ. «Налоговые подходы нельзя отделять от закона, иначе он будет ущербным», - сказал Ю. Шафраник. Он также заявил, что предлагаемая в новой редакции закона аукционная форма выбьет из данной сферы и без того немногочисленный малый и средний бизнес. Налоговая политика в сфере недропользования, по его словам, уже убила часть малых и средних компаний в этом секторе. Принятие данного закона сделает сферу недропользования полностью олигархической структурой, считает он. Заместитель руководителя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Ирина Ларочкина отметила, что в предложенной редакции закона совершенно не прописан механизм воспроизводства природных ресурсов. Она также отметила, что нельзя оставлять без внимания и необходимость дифференциации НДПИ. По ее словам, необходим отдельный федеральный закон о специальных налоговых режимах в минерально-сырьевом комплексе. «Сегодня множество малых компаний работают эффективно в этом секторе, но в новом законе для них не осталось места», - заявила И. Ларочкина. Эксперты, кроме того, заявляли, что переход на гражданско-правовые отношения в сфере использования недр – это «новая кормушка для чиновников». Также высказывались мнения о том, что новый закон – "зеленый свет" для приватизации недр. Юрий Трутнев, министр природных ресурсов РФ, был вынужден привести свои аргументы в защиту новой редакции закона. Он заявил, что никакой излишней свободы для чиновника в новом законе нет. «Если нам сейчас попытаться создать такой закон, который бы устроил всех, то вариантов будет столько, сколько мнений», - сказал он. Он указал на противоречивость мнений экспертов. По словам Ю. Трутнева, частные компании и сегодня пользуются недрами, и в этом отношении ничего нового закон не вносит. Что же касается дифференциации НДПИ, то это, по мнению Ю. Трутнева, - не предмет данного закона. Он подчеркнул, что до рассмотрения данного закона в Госдуме, Совете Федерации пройдут месяцы. «Этого времени будет достаточно, чтобы обменяться мнениями по всем спорным вопросам», - считает министр. По определенному количеству отзывов новая редакция закона лучше существующего с точки зрения инвестиционной привлекательности, отметил Ю. Трутнев. По итогам парламентских слушаний новый закон «О недрах» был принят за основу, а проект рекомендаций парламентских слушаний было решено дополнить предложениями, прозвучавшими на мероприятии. После заседания Ю. Трутнев заявил журналистам: «Мы надеемся в 2006 году начать жить по новому закону». Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа» о том, ухудшит ли принятие нового закона положение малого и среднего бизнеса в сфере недропользования, он ответил: «Я не согласен с тем, что в законе не учтены интересы малого и среднего бизнеса». По его словам, на слушаниях звучали предложения о возврате конкурсов, а не о введении аукционов. «По сути чиновник будет решать, кому отдать месторождения - крупной или малой компании. Я не представляю себе работы такой системы», - сказал министр. Он заявил, что экономическая стоимость недр одна, она просчитана и соревноваться в части определения первоначальной стоимости недр могут как крупные, так и малые компании. Другой вопрос в том, что малому предприятию сложно привлечь средства на освоение месторождения, начать бизнес в сфере добычи природных ресурсов, отметил министр. |