02.03.2005  Михаилу Фрадкову предлагают экологическую революцию

   На завтрашнее заседание правительства председатель правительства России Михаил Фрадков вынес вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Вчера Ъ стало известно, что сборы с предприятий, наносящих вред природе, планируется поднять в среднем на 20-30%, однако для отдельных предприятий размер платежей может вырасти в несколько раз.
   Новую схему взимания экологических платежей подготовила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Сначала предполагалось принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Но написать его не успели – готова только концепция и временные меры, которые по замыслу Ростехнадзора позволят улучшить состояние окружающей среды. По данным доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году", число городов, где уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий, достигло уже 63%, доля так называемых нестандартных проб по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в том же году превысила соответственно 25% и 30%.
   Сейчас экологические платежи взимаются в соответствии с законом "Об охране окружающей среды". Там установлено, что те, кто оказывает негативное воздействие на окружающую среду, должны за это платить. Порядок платы установлен постановлением правительства #632, принятым еще в 1992 году (в редакции от 2001 года – постановление #463), а также постановлением правительства #344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", принятым в 2003 году. Эти документы зафиксировали трехступенчатую систему сбора платежей. Существует плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Однако когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – то есть на ограниченный период времени, в течение которого предприятие должно осуществить природоохранные мероприятия, например построить очистные сооружения, плата, взимаемая за вред, наносимый природе, в пять раз превышает нормативную. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. Причем если нормативно допустимые платежи и лимиты относятся на себестоимость продукции, то сверхлимитная плата, как штрафные санкции, уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Заметим, что на практике 25-кратный коэффициент экологических платежей практически не применялся, так как предприятия с готовностью представляли программы модернизации и перехода на экологичные стандарты. Правда, потом оказывалось, что средств на выполнение этих программ не хватило, и лимиты приходилось продлевать.
   Экологические новшества Ростехнадзора – своего рода революция. С 2006 года ведомство предлагает отменить плату для предприятий, чьи выбросы соответствуют нормативам. Эти деньги предлагается начислять, но не изымать у субъектов хозяйственной деятельности, чтобы те имели средства для обновления производства и перехода на более щадящие природу технологии. Но одновременно предлагается отменить и лимиты, а деньги брать только со злостных загрязнителей – из прибыли компаний с прежним 25-кратным коэффициентом. Реально нагрузка на предприятия увеличится вовсе не в 25 раз, а только в 5, поскольку сейчас 80% платежей за вред, наносимый окружающей среде, взимается с коэффициентом 5. Эти же принципы заложены и в концепции будущего закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Кстати, согласно распределению полномочий в правительстве, администрирование экологических платежей возложено на тот же Ростехнадзор, так что если правительство в четверг одобрит эти принципы, Ростехнадзор мог бы инициировать пересмотр ставок платы уже в этом году. Помешать ему может только то, что все нормативы платежей на этот год уже согласованы.
   Если же перевести разговор об экологии в фискальную плоскость (хотя в подготовленной концепции указывается, что новая система носит компенсационный характер и призвана стимулировать предприятия к тому, чтобы возместить вред, наносимый природе), то в этом году в рамках нормативов предприятия должны заплатить 5,2 млрд руб., а сверхнормативные платежи должны составить 6,3 млрд руб. Удивительно, но при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд руб., однако для конкретных предприятий и отраслей цифры могут существенно измениться. Так, предприятия электроэнергетики в 2003 году заплатили 658,4 млн руб. в рамках нормативов и 194,1 млн руб. в рамках сверхнормативов – всего 852,5 млн руб. По новой схеме они не будут платить "нормативные" 658,4 млн руб., зато заплатят почти 1 млрд руб. "сверхнормативных", то есть повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%.
   Однако настоящей экологической бомбой может оказаться предполагаемое повышение коэффициента нормативов выбросов в атмосферу для автомобилей, используемых организациями и предприятиями: для стандарта Евро-0 будет применяться коэффициент 3, для Евро-1 и Евро-2 – коэффициенты 2 и 1 соответственно; для Евро-3, Евро-4 и Евро-5 они составят по уменьшающейся 0,5, 0,3 и 0,2. Не менее сурово Ростехнадзор намерен поступать и в отношении несортированного мусора от бытовых, производственных, офисных помещений организаций, а также жилого фонда – такой мусор будет отнесен к отходам IV класса опасности. Что это будет означать на практике, пока неизвестно, но уж точно не уменьшение коммунальных расходов.
   Понятно, что предприятия будут не в восторге от увеличения фискальной нагрузки. Правда, у них есть сторонник: против новой системы активно выступает Минфин, которого беспокоит формальное снижение бюджетных доходов в результате предполагаемой отмены обязательной уплаты нормативных платежей. У Минэкономразвития тоже имеются возражения – например, там считают, что начисление без взимания платы в пределах допустимых норм "не имеет ни фискального, ни экологического смысла и является избыточным барьером во внутрихозяйственной деятельности экономических агентов".